Пятая часть посвящена турбазе "Рамонь" в Воронежской области, на которой я отдыхала с папой летом 1982 года, со 2 по 22 июля.
Путевки №№ 115308 и 115309 (прекрасно помню их номера) на турбазу "Рамонь", на 20 дней - со 2 по 21 июля - купил папа у себя на работе - в то время он работал в НИИ "Буревестник" на Малой Охте, очень далеко от нашего дома.
В отличие от организованного отдыха под Брянском летом 1981 года, в "Рамонь" надо было добираться самостоятельно. Поскольку поезд № 321 "Ленинград-Воронеж", ходил только три раза в неделю - по понедельникам, средам и пятницам, то мы с мамой, придя в центральные железнодорожные кассы на канале Грибоедова в субботу, 19 июня, купили нам с папой билеты на среду, 30 июня. Поезд отправлялся с Московского вокзала в 20.17 и шел до Воронежа 24 часа 40 минут, прибывая в пункт назначения в 20.57 четверга, 1 июля. Оттуда мы должны были ехать на электричке до станции Рамонь, рядом с которой находилась турбаза. Таким образом, мы должны были достигнуть цели своего путешествия поздним вечером накануне начала срока действия наших путевок. Вагон у нас был девятый, места - третье и четвертое.
Папа взял отпуск с 30 июня по 30 июля (за работу в субботы папе полагалось три дня отгула, присоединенные к стандартному отпуску в 28 дней, и, кроме того, 30 июля была пятница, поэтому общая продолжительность папиного отдыха в тот год достигла 33 дней).
В среду, 30 июня, мы с папой и мамой, которая нас провожала, приехали на Московский вокзал. Мы с папой сели в девятый вагон поезда № 321 и заняли 3-е и 4-е места в первом купе. Нашими визави на 1-м и 2-м местах были мама с девочкой Светой, которая была меня старше лет на пять.
Поезд отправился точно по графику - в 20.17, однако постепенно стал отставать от графика. В начале поезд поехал по тому же пути, что и год назад поезд на Брянск. Мимо Навалочной и других "электричкинских" станций мы проехали без остановки (помню папины слова: "Навалочная - не останавливаемся").
Наш вагон был с дефектами (об этих дефектах долго и нудно рассказывала проводница) - в раковине санузла кран полностью не закрывался, а в туалете был испорчен сливной бачок, поэтому было необходимо использовать "ёрш". Мы с папой ходили в туалет в соседний, десятый вагон (кстати, наш девятый вагон был плацкартным, а десятый - купейным).
Около 22.30, после Малой Вишеры, которую мы проехали без остановки, я заснула. Ночью поезд останавливался в Бологом и Калинине (ныне Тверь) и подъехал к Москве очень близко, свернув с Октябрьской железной дороге лишь на станции Поварово, что примерно в 50 км от Москвы. Поезд свернул налево, огибая Москву с восточной стороны.
Когда я проснулась в 9 часов утра четверга, 1 июля, поезд стоял на станции Александров Владимирской области. В этом городе по графику мы должны были быть часом раньше - прибытие в 8.00, стоянка 5 минут, отправление в 8.05. Таким образом, поезд опаздывал на целый час... Постояв 5 минут, в 9.05 поезд отправился из Александрова.
Умывшись и попив чаю, который принесли проводники около половины десятого, мы с папой и нашими попутчиками начали рассматривать в окно бескрайние российские просторы.
Вскоре мы вернулись из Владимирской в Московскую область, проехали без остановки города Орехово-Зуево, Воскресенск и Коломну. Следующая после Александрова остановка была только в Рязани, около 13.30. В Рязани мы стояли долго - 15 минут - и вышли из поезда подышать свежим воздухом.
Диспетчер объявила, что к (номер не помню) платформе прибыл поезд № 322 "Ленинград-Воронеж". Так я с удивлением узнала, что поезд может во время движения менять четность своего номера.
Затем были пятиминутная стоянка в Ряжске Рязанской области и двухминутная в Богоявленске Тамбовской области. И затем мы 17 минут (приблизительно с 17.30 до 17.47, точно не помню) стояли в Мичуринске Тамбовской области.
В Мичуринске мы выходили подышать свежим воздухом и купили знаменитых мичуринских яблок. Забегая вперед, скажу, что через Мичуринск я вновь проезжала 24 июля 1993 года, на прямом пути в Волгоград.
Отправившись из Мичуринска, поезд поехал "задом", как бы в обратную сторону - как известно, так бывает на некоторых станциях. После Мичуринска мы стояли в городе Грязи Липецкой области (через этот город я проезжала и на прямом, и на обратном пути в Волгоград в 1991 и 1993 годах), затем в городе Усмань Липецкой области и на станции Графская Воронежской области. Именно от Графской ответвляется ветка на Рамонь.
Если бы мы знали, то вышли бы в Графской (последней остановке перед Воронежем) и дождались бы электрички - последней на Рамонь в этот вечер. Тогда бы мы смогли добраться до турбазы вечером 1 июля, примерно к 22 часам. Но по незнанию мы доехали до Воронежа. Я запомнила название только двух "электричкинских" станций (их поезд проехал без остановки) - Шуберская и Дубровская. Поезд (номер которого остался четным - № 322) прибыл в Воронеж около 21.40, опоздав более чем на 40 минут (напомню, прибытие по графику - в 20.57). Но если бы даже поезд прибыл вовремя, нас бы это не спасло - последняя электричка в Рамонь ушла в 20.15. А вот в Графской мы бы успели на нее - ведь поезд там был почти на час раньше, чем в Воронеже, а электричка - наоборот, позже.
Железнодорожный вокзал Воронежа
Следующая электричка на Рамонь была только в 8.25 утра.
Ничего не поделаешь - придется ночевать в гостинице. Оббежав пару или тройку гостиниц, название которых не сохранились в моей памяти, и убедившись, что мест в них нет, мы с папой решили испробовать последний шанс - гостиница "Маяк". Если и там мест не будет, придется ночевать на вокзале. Помню, что до "Маяка" мы добирались на троллейбусе одного из первых трех маршрутов (какого именно, не могу сказать) - сверившись по карте, папа определил, что троллейбусы №№ 1, 2 и 3 идут от вокзала до "Маяка", а № 9 (который также отправлялся от вокзала) - нет.
В "Маяке" места были. Но только в пятиместном номере № 37 на втором или третьем этаже (точно не помню). Сколько этажей в гостинице, я не помню (кажется, четыре), но помню, что лифта в ней нет, только лестница.
Нас, понятно, поселили с мужчинами - я была единственной "принцессой" среди них (администратор махнула рукой на то, что к мужчинам на одну ночь подселяют восьмилетнюю девочку). Наши кровати были №№ 4 и 5 (я спала на пятой, а папа на четвертой). В номере был санузел с туалетом и ванной. Таким образом я могла помыться и переодеться не на виду у чужих дядей. После купания я быстро заснула.
Проснувшись около 7 утра в пятницу, 2 июля, мы с папой умылись, перекусили и переоделись. И, сдав ключи администратору, поехали на троллейбусе на вокзал. Точно по графику, в 8.25, мы отправились на электричке в Рамонь. Больше в Воронеж мы не возвращались (обратно в Ленинград мы уезжали с Графской).
Электричка останавливалась на каждой станции. Как я уже говорила, до Графской я запомнила названия лишь двух - Дубровская (на ней вышло очень много народу - по видимому, здесь располагается популярное место отдыха воронежцев) и Шуберская. Примерно за час, к 9.25 электричка доехала до Графской. Этот путь примерно в 65-70 км, таким образом, нам пришлось проделать дважды - туда на поезде и обратно на электричке.
После Графской электричка свернула налево, на боковую ветку в Рамонь. Там были четыре станции - платформа 4 км, платформа 10 км, Бор и Рамонь (конечная). В Рамонь мы приехали около 9.50 и вышли из электрички.
Турбаза "Рамонь" находится по левую сторону от железной дороги, примерно в трехстах метрах от нее. Путевки у нас были не в корпус, а в летний домик. Это обстоятельство нас практически разорило (когда мы вернулись в Ленинград, у нас с папой осталась лишь 21 копейка) по причине, которую я объясню ниже.
Нас поселили в домике № 34, комната № 2. Как и все летние домики (их на турбазе около пятидесяти), 34-й содержал 4 комнаты, в каждой из которых поселили семью из двух или трех человек. Комната № 2 - двухместная, в ней было две кровати. Спальные места у нас с папой были. А вот туалета в комнате - увы... (о ванной я уж не заикаюсь). А в номерах корпуса ванной не было, но хотя бы туалет был... Зная о таких особенностях летних домиков, в последующие годы я ни при каких обстоятельствах не соглашалась ездить в места отдыха с данным видом проживания.
Как и в "Белых Берегах" под Брянском, душевая была на территории турбазы. И она работала не только по пятницам - в воскресенье в душе был выходной, а во все шесть остальных дней он работал с 11 до 19. Причем понедельник, среда и пятница были женскими днями, а вторник, четверг и суббота - мужскими. Как и в "Белых Берегах", папа нашел мне женщину-сопровождающую - на этот раз ее звали тетя Лена. Мы с тетей Леной использовали для мытья все три дня недели, предназначенные для прекрасного пола.
А туалет для "летнедомиковцев" (естественно, разделенный на М и Ж), был на территории турбазы. Ладно бы он был с нормальными унитазами (тогда можно было бы смириться с неудобствами) - увы, этот туалет относился к категории "яма" - унитазов нет, и "присаживаться" надо над желобом, в котором течет мутная такая водица... Особенно "приятно" посещать подобные заведения нам, дамам... (приношу извинения за такие подробности).
В первый же день в связи с неудобствами, описанными в предыдущем абзаце, я стала уговаривать папу сдать путевки и вернуться домой. Или уговорить администратора переселить нас в корпус. Папа пошел к администратору и объяснил ситуацию. Последний разрешил мне в любое время дня и ночи пользоваться служебным туалетом корпуса, предназначенным только для персонала, но брал за это с папы по рублю в сутки. За двадцать дней нащелкало двадцать рубликов... Эти непредвиденные расходы нас практически разорили.
Как и в "Белых Берегах", питание было по талонам - голубые "Завтраки", красные "Обеды" и зеленые "Ужины" - для каждого вида питания по одному талону на человека для каждой даты со 2 по 21 июля включительно, единым блоком 4x5. Таким образом, нам с папой выдали по шесть блоков талонов, которые постепенно сокращались.
Питание осуществлялось в столовой пятиэтажного корпуса, располагавшейся на первом этаже. В отличие от "Белых Берегов", ни гида, ни официанта не было, и мы с папой самостоятельно, отстояв в очереди, отдавали сотруднице столовой очередные талоны, приносили блюда на подносе и садились за свободный стол.
Здесь же, на первом этаже корпуса, за дверью с надписью "посторонним вход воспрещен" (которая никогда не запиралась, поэтому я могла сюда приходить даже ночью), располагались служебные помещения, среди которых был и туалет с нормальными унитазами (разделенный на М и Ж). Меня сюда пускали, а папу нет...
Корпус был пятиэтажный, в нем были два лифта, но оба они были сломаны, и "корпусчанам" приходилось довольствоваться лестницей. Как мы с папой узнали от одной из обитательниц корпуса, в его номерах туалеты были...
В отличие от турбазы "Белые Берега" под Брянском, с которой мы практически каждый второй день выезжали на экскурсии, в "Рамони" не было организовано ни одной экскурсии. Мы с папой сами ходили по окрестным лесам, собирали грибы и ягоды, дошли пешком до станции Бор и до поселка Рамонь, удаленного от одноименных станции и турбазы примерно на десять километров.
Единственное, что было интересного на турбазе, это песчаный пляж на берегу пруда, отгороженный сеткой, за пределами которой глубина была слишком велика. На этот пляж мы ходили купаться почти каждый день, один или два раза (кроме пары или тройки дней, в которые были ливневые дожди). Именно в "Рамони", летом 1982 года, в восьмилетнем возрасте, я научилась хорошо плавать без круга, а в последние дни (начиная с воскресенья, 18 июля), под руководством папы начала нырять и осваивать подводное плавание (первый раз было страшновато, я визжала, но потом привыкла).
Пруд на турбазе "Рамонь". На заднем плане - летние домики без удобств
Кроме того, на турбазе можно было взять напрокат байдарку, но мы этой возможностью не пользовались, поскольку ни папа, ни я не могли управлять данным видом лодки. Обычных весельных лодок не было.
Во вторник, 6 июля, после завтрака, мы с папой ездили на электричке в Графскую, чтобы узнать расписание обратных поездов. Мы узнали, что во-первых, обратный поезд в Ленинград отправляется по воскресеньям, вторникам и четвергам (поэтому в среду, 21 июля, мы уехать не можем, и билеты надо брать на четверг, 22 июля), а во-вторых, нет никакой необходимости делать крюк и ехать в Воронеж - в Ленинград можно вполне уехать из Графской.
Железнодорожный вокзал на станции Графская
Походив по поселку Графская, к обеду мы вернулись на турбазу.
В этот день, 6 июля, было полнолуние и продолжительное полное лунное затмение - Луна прошла почти точно по центру земной тени. Но в СССР это затмение не было видно, поскольку оно было днем. Затмение можно было наблюдать в Северной и Южной Америке, а также в Антарктиде.
Во время нашего второго визита в Графскую, в первой половине дня воскресенья, 11 июля, мы купили обратные билеты на 22 июля от Графской. Но опять непредвиденные расходы - билеты были только в купейный вагон (№ 12, места 13 и 14), и пришлось заплатить на 5 рублей с копейками дороже (тот факт, что мы едем не от Воронежа, а от Графской, сократил цену, но лишь на 30 копеек, и еще примерно столько же мы сэкономили на электричке).
В это время было очень жарко, около +34 градусов. Пришло письмо от мамы, которая писала, что и в Ленинграде с 11 июля столбик термометра не опускался ниже +28 градусов. А ей, бедной, приходилось работать -начальник Вычислительной лаборатории Пулковской обсерватории, в которой работала мама, не дал ей отпуск летом (как отрезал - только в декабре, и никаких дискуссий). В конце июля, ради того, чтобы отдохнуть летом, мама ушла из обсерватории и в конце августа устроилась на новую работу - преподавателем физики в Академию Гражданской Авиации.
В следующее воскресенье, 18 июля, мы с папой дошли пешком до поселка Рамонь - он удален от турбазы и от станции примерно на 10 километров. Помню, что поселок расположен на холме, и в нем действовал завод по производству сахара.
Автобусная станция в поселке Рамонь
А в понедельник, 19 июля, мы прошли пешком по тропинкам леса 6 километров до станции Бор (на этот раз расстояние известно точно благодаря километровым столбам на железной дороге; тропинка шла параллельно путям метрах в двухстах от них).
Во вторник, 20 июля, вечером произошло частное солнечное затмение. Но в Воронежской области оно не было видно. А в Ленинграде - видно: начало в 22.33, максимум в 22.50 (фаза 0,26), заход Солнца (в убывающей фазе до окончания затмения) - в 22.55. Фаза невелика, немногим более четверти, продолжительность - лишь 22 минуты при невысоком положении Солнца над горизонтом. Однако это затмение знаменито тем, что ровно через 8 саросов (периодов повторения затмений при близких условиях для Земли в целом, равных 18 годам, 11 суткам и 8 часам), 16 октября 2126 года затмение будет полным и полоса полной фазы пройдет через Санкт-Петербург и Москву. Причем в Северной столице за всю историю полная фаза будет наблюдаться лишь второй раз (первый был 12 мая 1706 года, и то только в северных районах города). Мама наблюдала это затмение, выйдя во двор - все окна нашей квартиры, в которой мы тогда жили, выходили на юг, а Солнце летним вечером было на северо-западе.
В среду, 21 июля, в 24.00 закончился срок действия наших путевок. Но в связи с расписанием поездов мы уезжали домой только в четверг, 22 июля. Администратор разрешил нам без дополнительной платы переночевать в нашей 2-й комнате 34-го домика и не взял с нас 21-й рубль (или 55 копеек пропорционально тринадцати часам) за мое право пользоваться служебным туалетом, но не пустил нас в столовую на завтрак 22 июля - талонов на этот день у нас не было. Пришлось перекусывать запасами, взятыми накануне вечером.
Сдав комнату, в 13.00 мы выехали на электричке в Графскую. На эту станцию мы прибыли в 13.25. В 15.04 прибыл наш поезд № 321 "Воронеж-Ленинград" (он отправился из Воронежа в 14.22), и мы сели в 12-й вагон (проводница знала, что в Графской в вагон войдут два пассажира, дружелюбно встретила нас с папой и помогла нам подняться по ступенькам в вагон). Мы заняли свои 13-е и 14-е места в четвертом купе (это было настоящее купе, отгороженное от остальной части вагона - вагон на обратном пути, напомню, у нас был купейный). Нашими визави на 15-м и 16-м местах были мама с сыном Димой (ему было лет восемнадцать, он уже окончил школу и учился в одном из ВУЗов Ленинграда).
После пятиминутной стоянки, в 15.09, мы отправились из Графской. В отличие от прямого пути, на обратном вагон был без дефектов.
Мы выходили дышать свежим воздухом в Мичуринске (в котором поезд развернулся) и Рязани (к ней поезд уже набрал около получаса опоздания). После Рязани, примерно в 22.30, я заснула.
Проснувшись утром в пятницу, 23 июля, я узнала, что поезд с треском опаздывает - более, чем на полтора часа. В Бологое, куда по графику мы должны были приехать в 10.00, фактическое прибытие поезда (номер которого поменял четность и стал 322-м) было в 11.40. Было очень жарко, и в Бологое мы вышли подышать свежим воздухом. Поезд стоял здесь 10 минут и в 11.50 отправился дальше.
А в Ленинград поезд № 322 прибыл около 16.00 (или чуть позже - точно не помню), немного сократив опоздание (прибытие по графику - в 14.46). Нас встретила мама, с трудом отпросившись с работы пораньше (к этому дню она уже положила на стол заявление об увольнении по собственному желанию с 30 июля). Нам с папой хватило денег на все услуги в поезде (чай, постели), но у нас в кошельке осталась только 21 копейка...
После этого мы втроем поехали с Московского вокзала на метро домой.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также