Двадцать третья часть серии "Путешествия моей молодости" завершает рассказ о путешествиях 1987 и 1988 гг. в Москву и посвящена Московскому планетарию. В этом научном учреждении мы с мамой были дважды во время нашего второго путешествия в Москву летом 1988 г. - по пятницам 5 и 12 августа. Пятого августа мы попали в планетарий совершенно случайно во время прогулки по Садовому кольцу, а двенадцатого приехали сюда специально на лекцию профессора Мамуны "Черные дыры во Вселенной".
Московский планетарий расположен на Садовом кольце, на улице Садовой-Кудринской, дом 5. Планетарий был основан в 1929 г. по инициативе государственного деятеля Давида Борисовича Рязанова (1870-1938), не имеющего ни малейшего отношения к науке вообще и к астрономии в частности. Строительство учреждения началось в день осеннего равноденствия, в воскресенье, 23 сентября 1928 г., а во вторник, 5 ноября 1929 г., к двенадцатой годовщине революции, планетарий был торжественно открыт. На момент открытия это был первый планетарий в России и в СССР и тринадцатый в Европе и в мире. Позднее, 19 сентября 1954 г., в Сталинграде (Волгограде) был открыт второй планетарий в СССР, а в Ленинграде (Санкт-Петербурге) планетарий был открыт лишь третьим по счету - 5 ноября 1959 г., ровно через тридцать лет после Московского. Любопытно, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге планетарий находится рядом с зоопарком. Не знаю, как обстоят дела сейчас, но тогда, в 1988 г., Московский планетарий был лучше Ленинградского, а зоопарк наоборот - Ленинградский лучше Московского.
Московский планетарий
Санкт-Петербургский планетарий
Открытие планетария в Москве усилило интерес к пропаганде астрономических знаний среди народа. С 1934 г. при планетарии начал действовать астрономический кружок для школьников, а в 1947 г. - впервые в СССР была открыта астрономическая площадка, позже названная "Парк неба".
В пятидесятые годы прошлого века на Садово-Кудринской улице были построены жилые дома, которые заслонили собой планетарий, расположенный в глубине. В настоящее время с улицы можно увидеть лишь купол учреждения, и то только в весьма узкий проход между домами.
В 50-е - 80-е годы XX в. в планетарии проводились лекции и семинары не только по астрономии, но и по физике и геграфии. Были установлены маятник Фуко - прибор для экспериментальной демонстрации вращения Земли вокруг своей оси, и гравископ, служащий для иллюстрации закона всемирного тяготения, открытого знаменитым английским физиком Исааком Ньютоном (1643-1727).
Планетарием называется не только учреждение, но и аппарат, устанавливаемый в центре зрительного зала и предназначенный для демонстрации материала лекций и семинаров. Первоначальный аппарат "Планетарий" к семидесятым годам двадцатого века устарел, и в 1977 г. был заменен на новый, изготовленный немецким предприятием "Сarl Zeiss Jena" (данное предприятие, расположенное в городе Йена, было основано известным немецким оптиком-механиком Карлом Фридрихом Цейсом (1816-1888) в 1846 г. и специализируется на производстве оптических приборов). Аппарат принадлежит к новому поколению и имеет программное управление. С тех пор наряду с обычными лекциями и семинарами в планетарии проводятся автоматизированные аудио-визуальные программы. Кроме того, в мастерских Московского планетария изготавливались отечественные компактные приборы-планетарии для других планетариев страны.
Аппарат "Планетарий" (Москва)
Аппарат "Планетарий" (Санкт-Петербург)
В 1985 г. Московский планетарий был выведен из непосредственного подчинения Всесоюзному обществу "Знание" и передан Московской городской организации данного общества. При этом был назначен новый директор общества - впервые этот пост занял человек без астрономического образования, что крайне негативно сказалось на дальнейшей работе учреждения.
По состоянию на 1987 г., в планетарии прошли подготовку по навигации все советские космонавты, некоторые из которых после возвращения из космоса выступали с лекциями и семинарами.
С 1989 г. в планетарии действовал Фантастический театр, труппа которого поставила несколько спектаклей по произведениям знаменитых писателей-фантастов, а годом позже при планетарии была открыта народная обсерватория, в которой был установлен самый большой телескоп в Москве, доступный для массовых наблюдений.
После распада СССР началась эпоха экономического кризиса, которая не обошла стороной и Московский планетарий. В 1994 г. учреждение было приватизировано - его собственником стал предприниматель и шоумен Игорь Микитасов, который решил создать на базе Московского планетария "научно-развлекательный центр" и обратился с этим предложением к директору планетария. В том же году здание планетария было признано аварийным, и учреждение было закрыто на реконструкцию, длившуюся целых семнадцать лет. Планетарий был вновь открыт только 12 июня 2011 г., причем по счастливому стечению обстоятельств Микитасов за время реконструкции здания стал банкротом, и его собственность была продана с аукциона. Новым собственником Московского планетария стал департамент имущества города Москвы, сотрудники которого постановили использовать учреждение по прямому назначению.
Благодаря удачной смене хозяина обновленный планетарий быстро восстановил былую популярность: только за первые пять месяцев работы учреждение посетили более 300 тыс. человек. Современное здание планетария включает в себя несколько уровней. Под землей расположены малый звездный зал, предназначенный для показа детям звездного неба в миниатюре, а также четырехмерный кинотеатр и интерактивный музей "Лунариум" (экспозиции по астрономии и физике). Выше, на первом этаже, также располагаются залы "Лунариума", посвященные истории освоения космоса человеком, и залы музея Урании (древнеримской богини астрономии), тематикой которых является история Московского планетария. Второй этаж занимают большая и малая обсерватории, астрономическая площадка "Парк неба", на которой демонстрируются действующие астрономические приборы, зал музея Урании, в котором собрана коллекция метеоритов и оборудование планетария, произведенное фирмой "Carl Zeiss", когда-то действующее, но ныне замененное на более совершенное и отправленное в музей. На третьем этаже, непосредственно под куполом, расположился большой звездный зал, проектор которого позволяет увидеть свыше 9 тысяч небесных тел - Солнце, Луну, планеты, спутники планет, звёзды, астероиды, кометы и др., а также проследить за путями их перемещения по небесной сфере с течением времени.
В пятницу, 5 августа 1988 г., мы с мамой приехали на станцию метро "Краснопресненская" Кольцевой линии и решили погулять по Садовому кольцу. Кольцо представляет собой круговую магистраль в центре Москвы радиусом немногим более двух километров. Садовое кольцо состоит из многих улиц, названия которых состоят из двух частей, первая из которых - Садовая, а вторая у каждой улицы своя. Одной из улиц Садового кольца является Садовая-Кудринская. Именно по ней мы пошли. В пятом доме по Садовой-Кудринской и расположен Московский планетарий, а рядом с ним - зоопарк. Последний нас особо не заинтересовал, чего нельзя сказать о первом. Перед входом в планетарий висела таблица с расписанием лекций. В этот день, 5 августа, через пятнадцать или двадцать минут после того, как мы подошли к планетарию (точное время не помню), начиналась лекция "Звездное небо Москвы". Фамилию лектора я не помню. Мы с мамой купили два билета на эту лекцию, вошли в зрительный зал и сели на свободные места.
Лектор рассказал не только о виде звездного неба Москвы в разные месяцы года, но и о положении Солнца и Луны на небесной сфере, о том, почему зимой холодно, а летом тепло: в декабре Солнце в Москве поднимается лишь на 11 градусов над горизонтом, а в июне на целых 57, объяснил смену фаз Луны и причины солнечных и лунных затмений. Естественно, что рассказ сопровождался демонстрацией, производимой с помощью аппарата "Планетарий" фирмы "Carl Zeiss", установленного в центре зала. Во второй части лекции автор рассказал о звездном небе на Северном полюсе, в средних широтах Северного полушария, на экваторе, в средних широтах Южного полушария и на Южном полюсе. Оказывается, что в Южном полушарии видны не только невидимые на Севере созвездия - Южный Крест, Золотая Рыба, Центавр и др., но и видимые у нас экваториальные созвездия и часть созвездий Северного полушария небесной сферы. Но на Юге они выглядят "перевернутыми", поскольку наблюдаются с другого конца Земли.
Звездное небо в Москве
Звездное небо в Мельбурне (Австралия)
Выйдя из зала после окончания лекции, мы с мамой посмотрели расписание лекций на август 1988 г. Особенно нас привлекла лекция "Черные дыры во Вселенной", которую должен был читать профессор Мамуна 12 августа (время не помню). И мы решили через неделю приехать в планетарий во второй раз, чтобы попасть на эту лекцию.
В следующую пятницу, 12 августа, в день новолуния, мы с мамой вновь приехали в Московский планетарий - на лекцию профессора Мамуны "Черные дыры во Вселенной". Лекция была очень интересной.
Черная дыра представляет собой область пространства с очень сильным гравитационным полем - настолько сильным, что никакое вещество и никакие сигналы (даже свет, распространяющийся с максимально возножной скоростью - без малого триста тысяч километров в секунду) не могут покинуть данную область. Граница черной дыры называется горизонтом событий, а ее размер - гравитационным размером.
В настоящее время во Вселенной известно достаточно много черных дыр различных типов. Первая из них была открыта в 1964 г. американскими астронавтами во время суборбитального полета. Это объект Лебедь X-1 - ярчайший источник рентгеновского излучения в созвездии Лебедя (главной звездой данного созвездия является Денеб - одна из трех (наряду с Вегой и Альтаиром) звезд Летнего треугольника).
По современным представлениям, существуют четыре сценария образования черных дыр.
Белый карлик Нейтронная звезда
Черная дыра
Во первых, черная дыра - один из трех возможных исходов эволюции звезд: каждая звезда на конечном этапе своей жизни становится либо белым карликом - погасшей звездой высокой плотности, состоящей бóльшей частью из гелия и лишенной собственных источников термоядерной энергии (такая участь постигнет Солнце через пять миллиардов лет, а также другие звезды, масса которых сравнима с солнечной либо превышает последнюю не более, чем в 1,4 раза), либо нейтронной звездой - астрономическим объектом, состоящим, в основном, из нейтронной сердцевины, покрытой сравнительно тонкой (толщиной не более километра) корой вещества в виде тяжёлых атомных ядер и электронов (ими станут звезды с массой, бóльшей, чем у Солнца, в 1,4 - 2,5 раза), либо черной дырой (данного статуса достигнут звезды с массой, в три и более раз превышающей массу Солнца).
Черные дыры первого типа (черные дыры звездных масс) образуются в результате гравитационного коллапса - катастрофически быстрого сжатия звезды под действием гравитационных сил. После исчерпания материала для термоядерных реакций температура звезды падает от тысяч (или десятков тысяч) до сотен (или даже десятков) градусов, и звезда теряет механическую устойчивость и начинает с увеличивающейся скоростью сжиматься к центру. Если растущее внутреннее давление останавливает гравитационное сжатие, то центральная область звезды становится сверхплотной нейтронной звездой, что может сопровождаться сбросом оболочки и наблюдаться как вспышка сверхновой звезды - звезды, блеск которой при вспышке увеличивается на десять и более звездных величин (т. е. в тысячу и более раз) в течение нескольких суток. Однако, если масса звезды превысит три массы Солнца, то коллапс продолжается до превращения звезды в черную дыру. Именно к первому типу черных дыр принадлежит объект Лебедь X-1.
Система Лебедь X-1 Система Стрелец A*
При этом на поверхности белого карлика вторая космическая скорость (минимальная скорость, с которой должно двигаться тело, чтобы навсегда покинуть астрономический объект) примерно равна ста тысячам километров в секунду, на поверхности нейтронной звезды - двумстам тысячам, а на поверхности черной дыры она превышает скорость света, равную, как известно, без малого тремстам тысячам километров в секунду. Даже кванты света и другие объекты, движущиеся со скоростью света - максимально возможной скоростью - не могут навсегда покинуть черную дыру. Они могут лишь удалиться от центра черной дыры не более, чем на гравитационный радиус. Поэтому наблюдатель, находящийся за горизонтом событий, не видит черной дыры и никаким образом не может регистрировать сигналы, приходящие с нее - ведь никакие сигналы не могут распространяться быстрее света и, стало быть, не могут пересечь горизонт событий. Но наблюдатель, находящийся за горизонтом событий, напротив, прекрасно видит всё, что происходит вне черной дыры. Поэтому иногда говорят, что по ту сторону горизонта событий наблюдается "белая дыра". Более строго говоря, белая дыра - это область пространства, в которую невозможно попасть извне. Это обусловлено тем, что для того, чтобы попасть в белую дыру, объект должен развить скорость, превышающую скорость света, что невозможно согласно данным современной физики.
Причиной возникновения черных дыр звездных масс является коллапс (гравитационное сжатие) звезды до очень малых размеров. При этом масса звезды остается большой, и, следовательно, плотность вещества звезды достигает колоссальных размеров, что и обусловливает чрезвычайную силу ее гравитационного поля и огромную величину второй космической скорости. Любопытно, что Солнце при сохранении своей массы (2 x 10 в 30-й степени кг) станет черной дырой, если его диаметр сократится с нынешних 1,4 миллиона до трех километров, а Земля (6 x 10 в 24-й степени кг) - с 12 тыс. км до девяти миллиметров. Но, как рассчитали ученые, ни Солнцу, ни Земле столь сильное сжатие не грозит. Солнце станет не черной дырой, а белым карликом, а Земля в принципе не будет претерпевать гравитационное сжатие.
Второй сценарий развития черных дыр - коллапс центральной части галактики или протогалактического газа. Такие черные дыры называют сверхмассивными. В их число входит и массивная чёрная дыра в ядре нашей Галактики - Стрелец A* - компактный радиоисточник, окруженный горячим радиоизлучающим газовым облаком (объект, как следует из его названия, расположен в созвездии Стрельца). Масса объекта Стрелец A* превышает массу Солнца более, чем в четыре миллиарда раз. Современные представления помещают огромные (массой более тысячи масс Солнца) чернуе дыры в центр многих, если не всех, спиральных и эллиптических галактик.
Черные дыры третьего типа - первичные черные дыры, сформировавшиеся сразу после Большого взрыва (начального этапа образования Вселенной). В настоящее время они носят статус гипотезы - пока не известно ни одного бесспорно установленного объекта данного типа, но имеется ряд кандидатов. Причиной возможного возникновения первичных черных дыр являются отклонения от однородности, которые претерпевали гравитационное поле Вселенной и плотность материи. При этом масса первичных черных дыр, в отличие от гравитационного коллапса, не ограничена снизу и, вероятно, могла быть достаточно малой. Обнаружение первичных черных дыр представляет особенный интерес в связи с возможностями изучения явления испарения черных дыр.
И, наконец, черные дыры четвертого типа - квантовые черные дыры. Они, как предполагается, могут возникать в результате ядерных реакций высоких энергий и характеризуются очень малыми размерами. Одной из гипотетических квантовых черных дыр является так называемая минимальная, или планковская (по имени немецкого ученого Макса Карла Эрнста Людвига Планка, 1858-1947) черная дыра, характеризующаяся минимально возможными для черных дыр массой (10 в минус 5-й степени грамма) и радиусом (10 в минус 35-й степени метра). Как и первичные, квантовые черные дыры являются гипотетическими - пока не найдено ни одного реального объекта данного класса.
Лекция была чрезвычайно интересной, нам с мамой она очень понравилась. В понедельник, 6 ноября 1989 г. мне довелось - на этот раз с папой - побывать в Ленинградском планетарии. Но тематику лекции, которую мы посетили, я за прошедшие без малого четверть века забыла.
Завершая серию рассказов о Москве, скажу пару слов об обратном пути в Ленинград. В 1987 г. всё прошло без эксцессов. Мы ехали на том же поезде, что и туда - на "Экспрессе" (он принадлежит к категории скорых и на обратном пути имеет № 4), вагон № 1 (купейный), места №№ 7 и 8 (я спала снизу, мама сверху). Отправившись точно по графику - в 23.59 понедельника, 17 августа 1987 г. с Ленинградского вокзала Москвы, мы точно по графику - в 8.30 вторника, 18 августа прибыли на Московский вокзал Ленинграда. Папа нас встретил, и мы поехали домой, чтобы ровно через сутки - в 8.30 среды, 19 августа - отправиться (на сей раз с папой) на дневном московском поезде № 47 в Бологое и оттуда на автобусе приехать в Валдай (этому городу Новгородской области, в котором мне довелось побывать дважды - в 1987 г. с папой и в 2010 г. с педагогическим коллективом моей школы, будет посвящена двадцать четвертая часть серии "Путешествия моей молодости").
В 1988 г. и туда, и обратно мы с мамой взяли билеты на дневной поезд (заказали по телефону в понедельник, 4 июля, и во вторник, пятого, курьер нам их доставил). Туда - во вторник, 26 июля - мы ехали на том самом сорок седьмом поезде, что и с папой год назад до Бологого (только на сей раз мы с мамой ехали до самой Москвы). Вагон № 1 (сидячий), места №№ 5 и 6 (во втором ряду, на правой стороне, по ходу поезда - я сидела у окна, а мама рядом). Поезд относится к категории скорых, но не имеет "фирменного" названия. Папа нас проводил. Поезд отправился точно по графику - в 8.30, останавливался в Малой Вишере, Окуловке, Угловке, Бологом, Вышнем Волочке, Спирове, Лихославле и Калинине (ныне Тверь) и точно по графику - в 16.37 - прибыл в Москву. Мы поехали на метро до Северного речного вокзала и оттуда на "Ракете" - до Аксаково. Мы приехали в пансионат около 18.30 и успели к ужину, начинающемуся в 19.00. На сей раз мы приехали в Аксаково вечером, и все комнаты на верхних этажах были уже заняты. Нам достался номер 5 на первом этаже. Но и на первом этаже у нас был балкон. В 1988 г. мы были в Аксаково 24 дня, и во время пересменки - в субботу, 6 августа, администратор предложила нам переехать в одну из освободившихся комнат на верхних этажах, но мы отказались и остались в пятой комнате.
Уезжали из Москвы мы с мамой в четверг, 18 августа, на скором поезде № 24 "Юность" (отправление из Москвы в 13.30, прибытие в Ленинград - в 22.17, вагон № 2, сидячий, места №№ 11 и 12). Два дня назад - во вторник, 16 августа - вернувшись в пансионат после поездки в Москву (помню, что в тот день мы гуляли по Арбату) и включив радио, мы с мамой краем уха услышали, что на железной дороге произошла катастрофа. Но где именно - мы так и не поняли. А 18-го казусы начались уже на "Белорусской" (на "Ракете" до Северного речного вокзала и на метро по Горьковско-Замоскворецкой линии до "Белорусской" мы доехали без эксцессов) - на Кольцевой линии метро произошла задержка движения поездов. Нам надо было проехать три станции по часовой стрелке до "Комсомольской". Но в нашу сторону поездов не было, тогда как в обратную сторону они ходили. Мы с мамой уже перешли на противоположную платформу - линия ведь Кольцевая, и на "Комсомольскую" можно приехать и с другого конца (только проехать придется девять станций вместо трех и заодно увидеть все станции на Кольцевой линии, которых мы еще не видели). Но тут перестали ходить поезда против часовой стрелки, а поезд в направлении по часовой наконец подошел к платформе. Мы перебежали на ту сторону, заскочили в него и коротким путем приехали на "Комсомольскую". Мечты о "Курской" и "Таганской" пришлось отложить до 1993 г., а "Добрынинскую" и "Октябрьскую" я так до сих пор и не видела...
Приехав на Ленинградский вокзал около 13.00, сначала мы с мамой услышали ряд объявлений о прибытии нескольких поездов из Ленинграда. Мы обратили внимание, что ночные поезда, которые должны прибывать в Москву от пяти до девяти часов утра, фактически прибывают только сейчас - к часу дня, с многочасовым опозданием. А купив газету "Известия" (а также восьмой номер журнала "Человек и закон" за 1988 г.), мы с мамой поняли причину этого опоздания - катастрофа, о которой мы с мамой мельком услышали по радио, произошла именно на Октябрьской железной дороге. Скорый поезд № 159 "Аврора", шедший из Ленинграда в Москву, не доезжая Бологого, на полном ходу сошел с рельсов и скатился под откос. Страшная трагедия произошла в Калининской области, на перегоне "Березайка - Поплавенец", на 306-м километре от Ленинграда, не доезжая тринадцати с половиной километров до Бологого. При этом были человеческие жертвы - почти половина пассажиров погибли, а из другой половины большинство были доставлены в больницу в городе Бологое с переломами и другими травмами.
Мы сели в поезд, который отправился точно по графику - в 13.30 (я села к окну, на место № 12, а мама рядом - на № 11; наши места были на правой стороне вагона и ориентированы (как и все места в нашем вагоне) по ходу движения поезда). До Калинина "Юность" шла без задержек, но далее постепенно начала замедлять ход и время от времени по нескольку минут стояла на семафорах. В Бологое мы приехали примерно с сорокаминутным опозданием. В этом городе мы стояли ровно столько, сколько было предписано графиком - десять минут. Отправившись из Бологого и проехав в весьма медленном темпе около десяти километров, поезд встал более, чем на два часа. Перед нами стояли еще около десятка поездов. Пробочка...
Некоторые пассажиры вышли из поезда подышать свежим воздухом. Вести были неутешительные - пять семафоров впереди горели красными сигналами, поезда намертво остановились. Проводница по радио объявила: "Граждане пассажиры, прошу не выходить из вагонов, т. к. в любую минуту мы можем тронуться". А мама сказала: "Так мы уже тронулись..." .
У меня началась истерика. Неужели мы никогда не доберемся до дома??? Чтобы меня успокоить, мама дала мне почитать газету "Известия" и журнал "Человек и закон". Но и там, и там тексты мало подходили для успокоения - железнодорожная катастрофа под Бологое, гибель в авиакатастрофе президента Пакистана Зия уль-Хака (впрочем, это был плохой президент, диктатор, по вине которого девятью годами ранее был казнен Зульфикар Али Бхутто, отец Беназир Бхутто), а в журнале "Человек и закон" - рассказ об истории женщины-следователя, расследовавшей серию дел об отравлениях и самой ставшей жертвой отравителя, подсыпавшего ей яд в кофе.
Часа через два после того, как поезд остановился, один из попутчиков, выходивший из поезда и ислледовавший обстановку на дороге, принес нам лучик надежды: один из двух красных семафоров, бывших впереди по ходу движения, уже пожелтел. Нашему поезду пока еще красный, а поезду, шедшему в Новгород и стоявшему непосредственно впереди нас, уже желтый! Минут через десять, вновь выйдя из поезда и вернувшись, этот пассажир обрадовал нас: ура, нам желтый! А еще через пять минут (очевидно, наш семафор позеленел) наш поезд, простояв без малого три часа, наконец-то тронулся (в отличие от пассажиров, "тронувшихся" гораздо раньше... ) и медленно, но верно поехал в сторону Ленинграда.
Через пару минут после возобновления движения поезд проехал без остановки станцию Поплавенец, а еще через пять минут мы проехали мимо места катастрофы. Как раз с нашей - правой - стороны - под откосом лежали искореженные части вагонов, а также обломки рельсов и шпал. Пути необходимо было срочно ремонтировать, что не могло не сказаться на графике движения поездов.
После этого поезд еще несколько раз останавливался между станциями, но на этот раз не на столь длительный промежуток времени. Одна из пассажирок должна была выходить в Угловке Новгородской области, до которой поезд никак не мог доехать. Я подумала: "Она до Угловки не может доехать, а нам в Ленинград еще пилить и пилить...".
Наконец, поезд остановился в Угловке, опаздывая более, чем на четыре часа. Было уже около 23 часов, к этому времени заметно стемнело. А от Угловки до Ленинграда ехать еще примерно три с половиной часа...
Но после Угловки "Юность" опять поехала быстро и без задержек. Мы прибыли в Ленинград в 2 часа 17 минут ночи на пятницу, 19 августа, опоздав ровно на четыре часа. Папа нас встретил.
На дворе была ночь, и городской транспорт не работал. Но в связи с обстановкой на железной дороге была организована развозка на автобусах. Один из автобусов шел в Купчино, и мы втроем сели на него. Примерно к четверти четвертого мы добрались до дома.
Так драматически закончилось наше второе путешествие в Москву, которое мы с мамой совершили летом 1988 г.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также