Самое старое метро Европы

Нравится мне эта фотография в Википедии. 

Из-под колоннады Монумента Тысячелетия на Площади Героев выныривает вагон Будапештской подземки.

Время действия – самое начало ХХ века. В 1896 году венгры отмечали тысячелетний юбилей Обретения родины, то есть прихода мадьяр на берега Дуная. Праздновали от души и не жалея средств, тем более, что последние десятилетия ХIХ века для Австро-Венгерской империи – настоящее «время тучных коров»: и силы есть, и деньги, и вера в Прогресс и Цивилизацию.

И Монумент со статуями великих венгров, и подземка открыты к юбилею, на радость горожанам. 

Сейчас поезда первой линии метро и дальше, к Сечени и улице Мексики, идут под землей. А тогда сразу за площадью выходили на поверхность и уже по земле шли сначала к Зоопарку, а потом к купальням, называвшимся еще просто Артезианскими, а с 1913 года получившим имя графа Сечени.

На фото туман и голые деревья. Зима. Снято с обратной стороны колоннады, из Варошлигета. Метро-поезд из одного вагона как раз сворачивает к Зоопарку. У него весь маршрут такой: не от завода к заводу, и даже не от вокзала к вокзалу, а: дорогой район возле Дуная, Опера, парк, зоопарк, купальни. Не от нужды – для удовольствия.

И, конечно, первая линия – это не «метро». На Vaci ut спросила у прохожего, где здесь ближайшая странция метро, а он задумался: все они далеко вроде, разве что – фёльдалатти? Földalatti, Millenniumi Földalatti Vasút – это и есть первая линия, Юбилейная Подземная Железная дорога. Слово «метро» еще не было в ходу, когда она открылась, и как в Лондоне не метро, а Undergrownd, так и в Будапеште желтая линия – не метро, а Földalatti («земля-под»: в венгерском не предлоги, а послелоги).

Это действительно второй после Лондонского метрополитен в мире или – кажется, так звучит еще солиднее – первый на Европейском континенте. 

Анна Чайковская