Рассказывая о красоте и значимости городов, расположенных на древних маршрутах Великого Шелкового пути, кто-то из историков сравнил их с жемчужинами, нанизанными на нить веков, где каждая овеяна особой тайной. И с этим согласится каждый ступивший на землю священной Нураты, кто пройдет по ее древним улочкам и посетит пленяющий величием и чистотой историко-архитектурный комплекс "Чашма".
Несомненно, нынешняя Нурата значительно отличается от той, к которой когда-то погонщики вели свои караваны, в которую с почтением и благоговением шли паломники. Но здесь по-прежнему живет дух той легендарной древности, и каждый уважающий себя нуратинец может рассказать об этом городе много интересного.
Точной даты образования этого поселения сегодня не установлено. Но в одном можно не сомневаться: с тех пор, когда люди облюбовали удобную лощину на северном склоне отрогов Тянь-шаньского предгорья прошло более двух тысяч лет. Всем известен факт, что именно через это место в одном из своих походов в III веке до нашей эры проходил легендарный Александр Македонский.
И стоит отметить, что здесь уже стояло крепостное сооружение. Полководец, осмотрев его, был удивлен высоким уровнем воинского искусства. Он приказал своим подданным усовершенствовать цитадель. Общая протяженность новой крепостной стены составляла 22 километра, а высота 9 метров. Уже в наше время археологи, проводившие здесь раскопки, создали макет крепости и обнаружили очень интересный факт. Ее центральная часть, башни, соединенные стеной, идентичны рисунку созвездия малой медведицы. Этого сооружение предназначалось для исследования небесных светил. И это именно та часть крепости, которая была построена до прихода завоевателя. В летописях, повествующих о великих походах полководца, упоминалось о том, что люди, живущие на этой земле, уже имели письменность, высокоразвитый уровень торговли, ремесленного производства, ювелирного искусства, ткачества, керамики, строительства.
Спустя время это крепостное сооружение стало одним из значимых пунктов караванного пути, соединяющий долину
призарафшанья с Бухарой и Самаркандом, областями Южного Казахстана, Семиречьем. Позднее благодаря мощным затишным укреплениям, селение приобретет статус важнейшего торгового узла и военно-стратегического пункта.
В древности оазис Нур, так он назывался изначально, вместе с городом окружала оборонительная стена. Почти квадратная в плане (примерно 7х7 км), она имела единственный въезд на северной стороне, против городских ворот. Ее частичные фрагменты можно увидеть на картах ХХ века, а руины древней крепости и по сей день возвышаются над городом. В связи с тем, что Нурата в древние времена относилась к одному из округов Бухары, эта крепость называлась нурбухарской.
Краткие сведения об этой местности содержатся в произведении дошедшем до наших времен Мухаммада Наршахи "Истории Бухары". В нем говорится, что в Х веке Нур был большим по площади селением. В нем имелись соборная мечеть, много рабатов и мазаров святых. Одно из особо почитаемых - захоронение известного служителя веры Ахмад Ибн Мухаммад бинн Мухаммад Шейх Абдул Хасана. Он жил здесь столетием ранее, неся людям учение пророка Мухаммеда и делая добрые дела.
Каждый год жители Бухары и других близлежащих населенных пунктов приходили сюда для совершения зиерата. Паломничество к мазарам Нура приравнивалось к хаджу в Мекку. По случаю возвращения паломников из такого благословенного места улицы и дома Бухары украшались венками.
Во многих исторических источниках древний Нур называли "Светом Бухары", потому что там было захоронено много служителей веры, последователей учения пророка Мухаммеда. Как значимый объект это крепостное укрепление Нура упоминается в истории борьбы за престол последнего Саманида - Абу Ибрахима Исмаила известного под титулом Победоносный в 1004 году.
Древние кварталы Нураты помнят и годы печали. В начале 1220 года к Нуру подошла армия Чингизхана, стремящаяся к Бухаре. Ее появление у стен города было столь неожиданным, что жители в ночной темноте приняли монголов за прибывший издалека караван. А потому даже не успели оказать сопротивление. Город был разграблен, на население наложена контрибуция в 1500 динаров, а здоровые и молодые мужчины отправлены на тяжелые работы при осаде и взятии других городов.
И в последующие периоды завоевательных походов Нур оставался воротами на Бухару. Здесь проходили войска Амира Темура, Шейбанидских и Аштарханидских ханов, а в мирные времена ею пользовались торговые караваны, послы, путешественники. К сожалению, до наших времен дошло немного информации о правителях крепости Нур. Но даже сохранившиеся свидетельства могут рассказать о многом.
В конце XVII века городом Нурата управлял Термези-бек Джалаир, которого за его жестокость и принципиальность называли Марсом неба храбрости, а за силу и ловкость Рустамом ристалища смелости. Вероятно своенравный и независимый характер живущих здесь людей время от времени становился причиной выступления их оппозицией к центральной власти, находящейся в Бухаре, которая в свою очередь стремилась усмирить непокорный народ. В письменных источниках говорится об одном из таких инцидентов, взятии нуратинской крепости эмиром Даниял-беем в 1782 году. Во второй половине XIX века беком Нураты был некий Абд ал-Гафар. За его мудрость и проявленную к народу заботу, жители города относились к нему с большим уважением. Об этом свидетельствует факты, что он избегал окружать себя пышностью, по улицам города ездил без свиты, и даже в дальних поездках обходился минимумом.
До начала ХХ века Нурата была пограничным со степными территориями торгово-ремесленным городом с мощным крепостным сооружением, где сидел бек - ставленник бухарского эмира. Его главная улица, начиная от городских ворот, представляла собой крытый рынок, окруженный торговыми и ремесленными рядами. На нее открывались ворота многочисленных караван-сараев, где останавливались купцы, и хранился товар.
Здесь велась оптовая торговля зерном, кожей, сухофруктами, шкурками каракуля, мануфактурой, обувью, скотом и многим другим. Территория города состояла из четырех плотно застроенных кварталов. В каждом из них был построен гузар, приходская мечеть для ежедневных молений.
Территория города снабжалась водой по арыкам, берущих начало от источника и образовавшегося здесь же небольшого хауза. Полив земель за пределами города осуществлялся системой кяризов, изобретением древних гончаров, состоявших из сети колодцев и подземных водосборных каналов. Еще в начале ХХ века в Нурате насчитывалось более 350 кяризов. Самые крупные даже имели свое название - Кувандык, Зулим, Зульфикар, Мозор. Некоторые из этих сооружений сохранились до наших времен.
Сегодня священная Нурата заняла достойное место в реестре достопримечательностей Узбекистана. Сюда прибывают любители путешествий из многих стран мира, а в канун мусульманских праздников это место, ставшее в полном смысле этого слова перекрестком времен, превращается в центр паломничества.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также