Мавзолей Зангиата – это величественное сооружение, с минаретом, мечетью Намазгох, внутренним двориком и жилыми кельями. Суфий Зангиата, известный так же под именем Шейх Ай-Ходжа был очень популярен в Ташкенте и является одним из мусульманских святых (жил в 13 веке). Прозвище Зангиата, означающее «темный отец», он получил за темный цвет кожи.
Это удивительное место находится недалеко от Ташкента. Здесь расположены мечеть и усыпальница, а на укрытых многолетними деревьями тенистых аллеях никогда не иссякает людской поток. Он был построен в девяностых годах 14 века. Считается, что это здание возвел сам Тамерлан.
Согласно легенде, Тамерлан намеривался построить сначала мавзолей, посвященный другому святому - Ахмаду Яссавию, но стена все время рассыпалась и строительство не продвигалось. Тогда Тамерлану явился во сне Яссавий, который сказал, что сначала нужно увековечить Зангиату. И он начал строительство на месте захоронения Зангиаты.
Столетия прошли с тех пор. Рядом с мазаром Занги-ота возникли новые здания, весь комплекс неоднократно перестраивался, но одно оставалось неизменным – слава святого места, вера людей в то, что здесь могут исполниться самые сокровенные желания. Сегодня, как и много веков назад, сюда приходит множество людей: кто – помолиться, кто – исполнить данный обет, кто – собраться с мыслями в сложный период жизни. А кто-то просто для того, чтобы восхититься красотой здешних мест.
При подходе к комплексу видишь прежде всего выложенные разноцветными изразцами ворота с изящными башенками. Темные резные двери инкрустированы перламутром. Все на территории комплекса дышит торжественным и благожелательным покоем. Благодаря тенистым деревьям и обилию воды здесь всегда прохладно, и это особенно чувствуется после долгой поездки на автобусе и маршрутке. За территорией комплекса ведется тщательный уход – трава на зеленых лужайках аккуратно подстрижена, всюду видны клумбы с цветами, бьют небольшие фонтанчики. А вот и сам мавзолей Занги-ота с его нарядным порталом, вызывающим в памяти медресе Регистана. Этот портал был возведен во времена внука Темура, Мирзо Улугбека. Внутри мавзолея, у стены, отгороженное от паломников резной деревянной решеткой, высится мраморное надгробие, сплошь покрытое каллиграфическими надписями на арабском языке. Это цитаты из Корана и традиционные в мусульманском мире благопожелания. Но вошедшим внутрь гурханы не удастся рассмотреть надписи – их скрывают расшитые покрывала, наброшенные на надгробие.
Уже в 19 – 20 веках к первоначальному зданию мавзолея были пристроены мечеть Намазгох (в 1870), минарет (в 1914 – 1915 годах), а так же кладбище с мавзолеем Амбар-биби. Так же оборудован красивый внутренний дворик и жилые кельи (худжры).
Вход в данный комплекс лежит через дарвазахану – портально-купольное небольшое сооружение (6 х 7 метров). От ворот ко входу во второй двор ведет аллея, длиной 22 метра. Все внутренние здания выполнены из красного и оранжевого кирпича и украшены традиционными орнаментами из синей, голубой и белой мозаики.
Недалеко от мавзолея Занги-оты располагается еще один – меньший по размерам, но тоже нарядно украшенный. Это место захоронения жены ташкентского суфия. Звали ее Анбар-она и с ее образом в народе связано множество легенд. Вообще Анбар-она широко почитается на всей территории Узбекистана, особенно в Хорезме, где в ее образе угадываются черты зороастрийской покровительницы воды и плодородия Ардвисуры Анахиты. Одна из легенд, связанных с Анбар-она, относится к странному дереву, растущему рядом с ее мавзолеем в комплексе Занги-ота. Дерево действительно необычное – из одного корня поднимаются и словно веером расходятся более десятка тонких крепких стволов. К какой породе принадлежит дерево - неведомо. Оно похоже на деревья сразу нескольких видов и в то же время отличается от них всех. Дерево такое старое, что уже не дает цветов и тем более плодов, но его крона густо усыпана небольшими жесткими округлыми листьями, и их яркая зелень показывает, что оно все еще полно сил. По форме ветвистый ствол отдаленно напоминает традиционный деревянный гребень, каким пользовались в старину узбекские женщины, и легенда утверждает, что выросло необычное дерево из случайно оброненного гребня Анбар-она. Раньше паломники стремились прихватить с собой листочек-другой с этого дерева или завязать на его ветках заветный узелок, но сейчас реликт предусмотрительно огорожен, что должно существенно продлить его век.
Ансамбль Занги-ота по праву входит в число значительных произведений эпохи расцвета центральноазиатской архитектуры конца XIV - XV веков и представляют большую историческую и художественную ценность.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также