Выехав из Зарасая, автобус с мамой и ее попутчиками приехал в деревню Шлини́нка, также относящуюся к Зарасайскому району. Там расположена водяная мельница (vandens malūnas), которая знаменита не меньше, чем парижская Красная мельница (Moulin rouge). Мельницей руководит мельник Стани́словас, которого обычно называют уменьшительным именем - Ста́сис.
Стасис с женой Региной жили в Вильнюсе и работали в сфере строительства. Но когда в возрасте более девяноста лет в Шлининке скончался отец Регины, занимавший должность мельника, и супруги приехали в деревню на похороны усопшего, вдова попросила их остаться на некоторое время, чтобы помочь по хозяйству. Как известно, нет ничего более постоянного, чем временное, и Стасис с Региной остались в Шлининке навсегда...
Так и стали муж и жена мельником и мельничихой. Супруги создали общину, в которую вошли еще несколько человек, подготовили проекты, выиграли европейский грант, реконструировали мельницу и приусадебные постройки.
Фасад здания литовского "Мулен руж'а"
Вид того же домика сбоку
Мука, которую получают на мельнице Стасис с Региной и их компаньоны, имеет сертификат министерства сельского хозяйства Литовской Республики "Продукт национального наследия". Для получения данного документа продукт должен пройти серию весьма строгих экспертиз. Положительный результат гарантирован только в том случае, если фермеры соблюдают технологию изготовления, разработанную народными мастерами еще несколько столетий тому назад. Предки Регины были мельниками, и сама она родилась на мельнице. И женщина, получив знания от родителей, передала их мужу и компаньонам. И ныне на мельнице неукоснительно соблюдаются правила, выработанные в шестнадцатом или в семнадцатом столетии.
По словам мамы, туристов встретили сами Стасис и Регина. Они были одеты в национальные костюмы. В доме, где, согласно туристической программе, должен был состояться завтрак, вдоль длинных столов стоят скамейки. Гости сели. Обстановку дома украшали многие предметы народного быта и картины литовских художников-абстракционистов, а на столах лежали сухие кленовые листья. Регина сказала, что листья лежат здесь не просто для красоты - они используются в процессе выпечки хлеба.
Предметы народного быта в интерьере домика
Картины литовских художников-абстракционистов
Пока Стасис занимался замесом теста, Регина рассказывала гостям о том, каким образом косят, сушат, веют, молотят рожь, овес и пшеницу. Затем супруги поменялись ролями - Регина встала за чан, в котором замешивалось тесто, а Стасис рассказывал о древних и современных орудиях мукомольного и хлебопекарного производства.
В состав теста, используемого на Шлининкской водяной мельнице, входят четыре компонента - мука, вода, соль и тмин. Такое тесто обладает целебными свойствами. Супруги предложили гостям вдохнуть аромат готовящегося теста. Действительно, тесто на стадии приготовления обладает бактерицидными свойствами, и вдыхание его аромата позволяет снизить риск заражения инфекционными заболеваниями, особенно в зимний период.
На следующем этапе Стасис разделил сформировавшееся тесто на буханки и положил их в печь, а Регина рассказала о том, что в печь одновременно входит восемь буханок, масса каждой из которых достигает восьми килограммов (таким образом, на всю группу причитается шестьдесят четыре килограмма хлеба, что является вполне достаточным количеством). Температура, при которой хлеб выпекается, весьма высока - триста градусов Цельсия.
Оставшуюся часть теста (два или три килограмма) девушки, работающие в общине, по поручению Стасиса и Регины разделили на небольшие части и подали гостям, положив тесто поверх кленовых листьев, лежавших на столах. Гостям предлогалось вылепить из теста собственный хлеб, загадав при этом желание и дав имя собственному хлебу.
Все принялись творить. Кто-то вылепил из теста ежика, кто-то - замысловатый крендель, кто-то, начитавшись литовских народных сказок - птицу с яйцом, в котором надо было сделать столько углублений, сколько у вас имеется детей (или, для совсем юных, сколько вы хотите иметь детей в будущем ). Хлебцы, сконструированные гостями, Стасис также отправил в печь.
Закончив творческие эксперименты, гости по приглашению Стасиса осмотрели саму конструкцию мельницы, в то время как Регина стояла у печи и контролировала процесс выпечки хлеба.
Стасис рассказал гостям о том, как работает мельница, какую функцию выполняют ее части - жернова, привод, шлифовальные элементы. Мельник дал гостям, изрядно проголодавшимся (ведь они с вечера ничего не ели) попробовать на вкус различные виды муки. Оказывается, абсолютно белая мука не полезна - натуральный продукт не может быть абсолютно белым (от себя добавляю - это вполне согласуется с данными физики и астрономии: альбедо (коэффициент диффузной отражательной способности поверхности) любого природного объекта, земного или космического, всегда меньше единицы ).
Экскурсия на мельницу продолжалась около часа, в течение которого Регина с девушками полностью приготовили угощение. Когда гости вернулись, столы были уже накрыты, и на них лежали аппетитные ломтики только что изъятого из печи хлеба, а в глиняных мисках лежали аппетитные блины. Испеченные из пшеничной муки грубого помола, они были как по виду, так и по вкусу похожи на картофельные драники. Приготовленные с чесноком и поданные со шкварками, блины в два счета были съедены проголодавшимися гостями, и никто не отказывался от добавки, щедро предложенной хозяевами. На второе подали травяной чай в кружках, к которому прилагалось варенье и чипсы - не "магазинные", а натуральные, сделанные здесь же, на мельнице, из четырех различных сортов муки.
Ах, какой каравай!
Блины хороши не только на масленицу
Во время трапезы Регина рассказывала о традициях литовского народа. Как и во многих других государствах, в Литве чувствовался контраст между весьма напряженными отношениями между высшими правительственными кругами наших стран и удивительной добротой и радушным гостеприимством простых людей, прекрасно владеющих русским языком и не позволяющих себе проявлять ни малейшего недовольства, а тем более злобы по отношению к гостям, приехавшим с нашей великой и необъятной Родины.
Оказывается, литовцы не режут, а разламывают хлеб. Глава семейства распределяет куски согласно росту, возрасту и телосложению каждого человека. В частности, корка всегда доставалась старшей дочери (в семье моей бабушки, таким образом, корка должна была достаться маме, а в нашей с мамой семье - мне любимой ). Согласно местному поверью, от хлебной корочки лучше растет грудь (и не надо никаких гормональных препаратов - весьма опасных и, тем не менее отпускаемых у нас в России без рецепта врача) - ведь старшую дочь нужно быстрее выдавать замуж (только вот у меня любимой с хорошей вещью, почему-то называемой браком, ничего не получается...
).
При дележе хлеба не забывались и нищие. Они шли на запах свежеиспеченного хлеба, но поскольку вечером его не делили (согласно суевериям, в этом случае хлеб быстро испортится), то просителей оставляли в доме или возле ворот до утра, и тогда нищий тоже получал свою долю - небольшую, но вполне достаточную, чтобы утолить голод.
В это время были готовы хлебцы, созданные гостями в рамках "творческого эксперимента". Эти хлебцы предназначались не для сиюминутного съедения, а для того, чтобы привезти домой. Гости взяли хлебцы (каждый - свой) и завернули их в кульки. Мама привезла мне хлебец в виде голубя (или голубки) с яйцом, в котором было проделано три отверстия. Не знаю, будет ли у меня когда-нибудь трое детей - ведь я уже не первой молодости...
Попрощавшись с гостеприимными хозяевами, пассажиры вернулись в автобус и уехали из Шлининки. Следующей целью путешествия была столица Литовской Республики - город Вильнюс.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также