Чапан – национальная одежда, с корнями, уходящими вглубь веков

 

 

Чапан - незаменимая часть мужской одежды, используемая обычно в холодное время года. Он необыкновенно популярен в центральноазиатском регионе, включая Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Кыргызстан и Казахстан. Практически во всех этих странах форма его пошива одинакова. Чапан - длинный и широкий стеганый халат, не имеющий пуговиц и воротника. Рукава настолько длинны, что закрывают кисти, позволяя тем самым зимой держать руки в тепле. Его кроят особым образом, так, что одна пола нахлестывается на другую. Это не дает халату распахиваться при ходьбе. В боковых швах достаточно глубокие разрезы, облегчающие движение и позволяющие сидеть на полу. А яркий квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, - белбог, который повязывают вокруг талии, - завершает наряд.

Несмотря на простоту, эта одежда у каждого региона отличалась разнообразием цветов и вышивки. К примеру, в Узбекистане и сейчас выделяют ташкентский, хорезмский, сурхандарьинский, кашкадарьинский и ферганский фасоны, а также нуратинский и бухарский, которые распространены в Навоийском регионе.

В музеях можно ознакомиться с одеждой узбеков XIX-XX веков. Редки образцы костюмов более раннего периода. Это связано с тем, что одежда из ткани сохраняется хуже, чем другие предметы быта, поскольку использовалась вплоть до ее фактической изношенности. Тем не менее, этнографы утверждают, что за многовековую историю при изменчивости окраса, узоров и орнамента оставалась постоянной форма чапана. Об этом свидетельствуют настенные росписи античного и раннесредневекового периодов Халчаяна, Афрасиаба, Пенджикента, Балалыктепа и других памятников. В надписях тюркского рунического письма VI-VIII веков в честь Кюль-тегина упоминается о верхней одежде мужчин - тунах - чапанах. На миниатюрах XV-XVI веков в большей степени отображен мужской костюм всех слоев общества и местные элементы одежды, воспринявшие, с одной стороны, некоторые черты тюркского костюма, с другой - ирано-месопотамские и монгольские черты, китаизирующие элементы. Все это свидетельствует о длительности культурных связей, отразившихся на формировании среднеазиатской одежды.

Насколько глубоко идут эти корни, можно судить и по красивой легенде, в которой рассказывается, каким образом в боковых швах халата снизу появились разрезы. Согласно ей, как-то больной котенок пришел и уместился на краю халата Пророка Мухаммада, пока он общался с учениками. Хвостатый урчал, топтался, да так и уснул в тепле. Когда Пророку нужно было уходить, чтобы не тревожить сон животного, он отрезал полу одежды.

Время течет, все меняется. Сейчас для пошива применяются современные технологии. Сперва выкройку и пошив производили вручную, теперь - на швейных машинках, на которых можно задать компьютеризированную программу по вышивке узоров.

Этот элемент одежды имеет большое значение. Каждый завиток, орнамент или узор несут в себе смысловую нагрузку. Знатоки способны прочитать целые послания, зашифрованные в них.

В стародавние времена считалось, что о человеке можно узнать по его одежде - откуда он, сколько ему лет, к какому классу относится. Что касается чапана, то издревле неимущий люд носил халаты из простого сатина, представители среднего класса - из плюша и бекасама - полосатой ткани (этот материал популярен и сейчас, причем толщина полос и чередование цветов зависит от региона), а зажиточные горожане предпочитали бархат и шелк. Чапаны элиты местной аристократии украшались затейливыми орнаментами из золотых и серебряных нитей. Был определенный фасон для людей пожилого возраста, представителей духовенства, дервишей и других.

                                             

Повседневныечапаны бывают полосатые или однотонные: обычно черного или синего цветов. Их практически ничем не украшают, только подол, полы и края рукавов обшивают плетеной тесьмой - единственным элементом декора, который, впрочем, несет и сугубо практическую функцию - укрепляет внешние швы. Обрядовые чапаны, надеваемые на жениха в день свадьбы, на мальчиков во время суннат-туй и мучал-туй (в 12 лет) и на пожилых людей в юбилей, украшаются золотошвейными узорами. Стежки на чапанах бывают мелкие, средние и крупные. Материалы, из которых шьют одежду, также немного изменились со временем. Теперь наряду сбекасам, парпаша и другими полушелковыми тканями применяют такие, как велюр, лазер, для подкладки - сатин и прочие хлопчатобумажные. Для утепления наравне с ватой конкурирует ватин. Чапан - обязательный элемент одежды юношей и мужчин во время похоронных и поминальных церемоний их близкого родственника.

Таким образом, чапан - одна из принадлежностей узбекского гардероба, достойно выдержавшего испытание временем и неудержимой модой. Современная одежда в Узбекистане очень разнообразна и всегда востребована, однако и сегодня, в XXI веке, молодые мужчины в самый ответственный момент своей жизни - первый день после свадьбы, как и много столетий назад, выходят к гостям в чапанах.

Несомненно, одежда узбекского народа, также как и японское кимоно, индийское сари, арабское кабо или азербайджанский архалыг, в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции.               

Читайте также