Четвертая часть серии "Путешествия без ночевок" посвящена поселку Антропшино, который в 1993 г. был включен в черту города Коммунар на правах микрорайона.
После Павловска, о котором я рассказала в третьей части, железнодорожная линия, идущая с Витебского вокзала Санкт-Петербурга, претерпевает развилку: одна ветка идет через поселок Новолисино, далее проходит через Лустовку, Кастенскую, Радофинниково, Огорелье, Рогавку и доходит до Великого Новгорода. Другая ветка идет в сторону Вырицы, затем проходит через Новинку, Чащу, Чолово, Торковичи, Оредеж и в конечном итоге доходит до города Дно Псковской области. На второй ветке первая станция после Павловска называется Антропшино.
До того, как поселок Антропшино стал микрорайоном города Коммунар, станция Антропшино официально располагалась на территории данного поселка, относящегося к Гатчинскому району Ленинградской области. Здесь я была пока только три раза. Данный факт связан с тем, что Антропшино не принадлежит к числу мест, излюбленных туристами и изобилующих достопримечательностями. Первый визит в Антропшино был чисто случайным - 8 и 9 марта 1984 г. мы с папой были в Павловске, а 10-го нам не захотелось приезжать туда же третий раз подряд. И мы решили проехать еще одну остановку и выйти в Антропшино.
Поселок этот весьма захолустный, хотя и находится всего-то в тридцати двух километрах к югу от Санкт-Петербурга. Дома в нем деревенского типа, бревенчатые, одно- и двухэтажные, с покатыми крышами. Нумерация домов в поселке есть, однако разбиение на улицы отсутствует. Антропшинские домá нумеруются в формате: "Поселок Антропшино, номер дóма" (например, поселок Антропшино, 224). Максимальные номерá были больше двухсот, но меньше трехсот.
Каких-либо достопримечательностей непосредственно в Антропшино я не заметила. Поселок этот небольшой, и вскоре мы с папой вышли за его территорию и пришли в другой поселок, носящий имя Динамо в честь одноименного спортивного общества. С 1972 г. поселок Динамо является микрорайоном города Павловска. Поселок расположен вблизи Гатчинского шоссе, в шести километрах к югу от Павловского вокзала.
В Динамо, в отличие от Антропшино, достопримечательность имеется, хотя и только одна. Это - церковь св. Екатерины. Она была построена в 1743-1755 гг. по инициативе жителей мызы Графская Славянка (на территории которой в настоящее время располагаются поселки Динамо и Антропшино). Закладной камень был установлен по благословению епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского Никодима (Скребницкого, кон. XVII в. - 1751). Он же руководил строительством храма.
Церковь св. Екатерины в Динамо Интерьер Екатерининской церкви
В советские времена храм разделил трагическую судьбу многих других культовых сооружений. В 1937 г. он был закрыт, а настоятель, отец Николай Давыдов, был расстрелян. В здании церкви были устроены клуб и кинозал. В августе 1941 г. советские фашисты дополнили зверства германских фашистов - специальной группой НКВД были взорваны колокольня и купол храма. Однако, претерпевая лишения в условиях оккупации, верующий народ не смирился с такой участью - уже с осени того же года по по благословению епископа Нарвского Павла (Дмитровского, 1872 - 1946) были организованы нелегальные богослужения, которые проходили в подпольной часовне, устроенной в доме одного из жителей поселка Антропшино. В послевоенные годы верующим этих краев крупно повезло - председателем Павловского райкома КПСС был избран человек, благосклонно относившийся к религии, и в 1946 г. Екатерининская церковь была возвращена Ленинградской епархии Русской Православной церкви. Богослужения в храме возобновились сразу в 1946 г., а в течение восьми лет здание было полностью восстановлено, в т. ч. были вновь построены колокольня и купол. Современную роспись стен и потолка храма выполнил художник Александр Васильевич Трескин (1905 - 1986).
Когда мы с папой входили в храм, папа снял шапку. Я хотела сделать то же самое, но папа остановил меня и сказал, что я должна остаться в шапке. Оказывается, мужчины должны находиться в храме с непокрытой головой, а женщины - в головном уборе. На первом этаже храма в это время совершалось таинство крещения. Крестили маленького мальчика и девочку постарше. Папа мне сказал, что человек, который совершает таинство, называется священником. Я увидела, что священник прикасался к детям каким-то предметом - то ли шприцем, то ли кисточкой. И я не могла понять, делает ли он им уколы или что-то другое... Два года спустя, когда мы с папой были в деревне Ермолино Ивановской области, и я несколько раз подробно наблюдала церемонию крещения, я поняла, что уколы тут ни при чем: главное в церемонии крещения - троекратное погружение в воду (фактически заменяемое обливанием головы), а предмет, которым священник прикасался к детям - это не шприц, а кисточка, с помощью которой священник мазал детей церковными маслами - елеем и миром.
На доске объявлений, расположенной в углу церкви, висели несколько табличек. На одной из них были указаны даты церковных торжеств на 1984 г. (в частности, Пасха в тот год приходилась на 22 апреля и совпадала в церквах всех христианских конфессий), на второй - подробный церковный календарь на весь год по юлианскому и григорианскому календарю, на третьей - сведения о том, что крещение детей производится с 10 до 13 часов ежедневно, по предварительной записи (причем обязательно надо было предъявить свидетельство о рождении ребенка и иметь хотя бы одного из крестных). Процедура была платной, стоимостью пять рублей. О возможности крещения взрослых доска объявлений умалчивала.
Затем мы поднялись на второй этаж. Верхний храм посвящен торжеству Рождества Пресвятой Девы Марии (оно отмечается 8 сентября, в Православной церкви - по юлианскому календарю, что с 1900 по 2099 г. соответствует 21 сентября григорианского). Здесь в этот момент совершалась церемония целования иконы, лежавшей на наклонном столике (аналое) в центре зала. Но мы с папой не решились принять в ней участие.
Выйдя из храма, мы с папой пошли обратно в сторону станции Антропшино. Но мы сбились с пути, и дорогу нам преградил весьма высокий бетонный забор, высотой около двух метров. Сначала мы безуспешно пытались найти конец или начало забора с целью обойти его, затем, поняв, что это нам не удастся, перелезли через него. Преодолев препятствие, вскоре мы пришли на станцию Антропшино и вернулись в город.
После этого в Антропшино я приезжала еще дважды - 4 августа 1990 г. и 27 мая 1991 г. Первый раз мы с папой приехали сюда с целью погулять по поселку. Когда мы подошли к церкви св. Екатерины, нам не удалось войти внутрь, поскольку храм был закрыт (в связи с чем я была чрезвычайно недовольна - ведь 4 августа, в день памяти св. Марии Магдалины по календарю Русской Православной церкви, я отмечала именины). А второй раз я одна специально приехала в церковь св. Екатерины, чтобы принять участие в литургии в честь понедельника св. Духа (следующего дня после торжества Пресвятой Троицы). Обратно я возвращалась иным путем - доехала на автобусе (номер маршрута не помню) до Павловска, а оттуда на электричке вернулась в город.
Ни во второй, ни в третий раз бетонный забор не преграждал мне путь (может быть, к этому времени он уже был разобран?).
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также