Вторая часть серии "Путешествия без ночевок" посвящена городу Пушкину, в прошлом известному как Царское Село. В настоящее время этот город входит в состав Пушкинского района Санкт-Петербурга и является центром указанного района.
Но сначала несколько слов о двух станциях на железной дороге, расположенных между Шушарами и Царским Селом (одна из них - действующая, но сменившая название, а другая - упраздненная). Следующей после Шушар остановкой пригородных электричек является станция "Паровозный музей". До 1991 г. она называлась "Пост "Шестнадцатый километр" (старое название было связано с тем, что станция располагается на шестнадцатом километре от Витебского вокзала, т. е. между километровыми столбами с числами 15 и 16). Платформа станции - весьма короткая, поэтому вход и выход здесь возможен только из четырех первых (при направлении движения от Санкт-Петербурга) или четырех последних (к Санкт-Петербургу) вагонов. Станция расположена на южной окраине поселка Шушары.
1 августа 1991 г. рядом со станцией был открыт Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова, и станция получила свое современное название, которое она сохранила и после того, как в 2001 г. музей был переведен в здание Варшавского вокзала, что на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге (с 2007 г. вокзал был закрыт, и пригородные поезда, ранее отправлявшиеся с него, были переведены на расположенный рядом Балтийский вокзал, а поезда дальнего следования - на Витебский). Вблизи станции "Паровозный музей" в настоящее время располагается база запаса музея.
Платформа станции "Паровозный музей" Поезд отправляется со станции
Ограда платформ станции "Паровозный музей" - черная, а ее столбики украшены круглыми черными шишечками, подобно ограде парка Саши Филиппова в Волгограде (к настоящему моменту, как это ни прискорбно, снесенной ). Но, в отличие от ограды волгоградского парка, ограда "Паровозного музея" не столь высока, а ее шишечки - не такие большие, скорее средние.
Следующей остановкой, на которой когда-то изредка останавливались электрички, был "Пост "Девятнадцатый километр", расположенный, как нетрудно догадаться, между километровыми столбами с числами 18 и 19. Платформа этого полустанка, располагавшегося посреди поля между Шушарами и Пушкином, была совсем коротенькой, так что вход и выход здесь был возможен только из передней двери первого вагона. Подавляющее большинство электричек проскакивали "Девятнадцатый километр" без остановки, но изредка мне доводилось быть свидетельницей того, как состав, в котором я ехала, все же останавливался на полустанке, и один или два человека входили в первый вагон, либо выходили из него. В 1991 г. полустанок был окончательно упразднен, а мини-платформы демонтированы.
К сожалению, я не могу найти в интернете фотографий "Поста "Девятнадцатый километр". Приходится ограничиться фотографией электрички, едущей мимо полей в Пушкин.
Взамен 19-го километра появился 21-й В чистом поле когда-то был "Пост "19 км"
Чтобы Октябрьская железная дорога совсем не осталась без километров, взамен переименованного шестнадцатого и ликвидированного девятнадцатого появился двадцать первый . Но уже не "Пост", а "Платформа". Станция "Платформа "21-й километр" расположена в северной части города Пушкина, вблизи перекрестка Железнодорожной улицы и шоссе Подбельского, на территории бывшего поселка Большое Кузьмино, ныне являющегося микрорайоном города Пушкина.
В 2008 г. была произведена реконструкция станции: полностью заменены платформы, низкой ограда снесена и установлен забор, выходы в концах платформы закрыты, установлены павильоны с кассами и турникетами. "Зайчиком" с тех пор нельзя ни войти с "21-го километра" в вагон электрички, ни выйти в город из нее: вход и выход пассажиров осуществляется только через турникетный зал .
Топонимическая комиссия Санкт-Петербурга предлагает дать станции название "Кузьмино" - по одноименному поселку, существовавшему поблизости. Администрация Пушкинского района придерживается иного мнения: "Платформу "21-й километр" переименовать в станцию "Детское Село" (до недавнего времени название "Детское Село - город Пушкин" носила главная станция в Пушкине, но в 2013 г. она была переименована в "Царское Село - город Пушкин"). Но тогда километров совсем не останется...
В 2011 г. рядом с "Платформой "21-й километр" была открыта станция "Царскосельская" Малой Октябрьской железной дороги (детской железной дороги, по которой ходят составы, управляемые юными железнодорожниками под руководством инструктора). В итоге Южная трасса Малой Октябрьской приняла современный вид - от Купчино (станция "Молодежная") до Пушкина ("Царскосельская").
Тепловоз на станции "Царскосельская" Станция "Царское Село - город Пушкин"
В двух километрах южнее "Платформы "21-й километр", практически сразу после километрового столба с числом 22, расположилась главная железнодорожная станция города Пушкина. С 6 августа 2013 г. она носит официальное название "Царское Село - город Пушкин".
Станция "Царское Село" является одной из первых железнодорожных станций в России. Она была открыта в 1837 г. в составе первой в России Царскосельской железной дороги, и до 22 мая 1838 г. являлась конечной станцией на участке от Санкт-Петербурга до Царского Села. Первое здание вокзала в Царском Селе было построено по проекту итальянского архитектора Гаспара Фоссати (1809-1883).
После революции все царское в России подверглось безжалостному уничтожению . Не избежали плачевной участи и город Царское Село, и одноименная станция. Первый был переименован в Пушкин, а вторая - в "Детское Село" (всё лучшее в стране советов, как известно, отбиралось у царей и отдавалось детям
). Первоначальное здание вокзала в суровые годы Великой Отечественной войны было практически полностью разрушено в результате бомбежек фашистской авиации, и в 1946-1950 гг. по проекту русского архитектора польского происхождения С. А. Бржозовского (1863-1952) было построено новое, современное здание вокзала, сохранившееся до настоящего времени. При этом между путем первой платформы и второй платформой была установлена стеклянная загородка - таким образом, что при направлении движения от Санкт-Петербурга у загородки останавливался поезд, а на обратном пути рядом с ней оказывались пассажиры, ожидающие электричку на платформе.
С 1950 г. станция получила официальное название "Детское Село - город Пушкин".
Если уж на "провинциальных" станциях "Шушары" и "Платформа "21-й километр" были приняты меры для борьбы с "зайцами", то что говорить о главном вокзале Пушкина? В 2007 г. на "Детском Селе" была введена автоматизированная система оплаты проезда, и попасть в вагон и выйти в город теперь можно, только купив билет и пройдя с ним через турникет .
В 2010 г. праздновалось трехсотлетие города Пушкина (Царского Села), и в связи с этим был поднят вопрос о возвращении станции первоначального названия "Царское Село". Первоначально предложение было отклонено, но после вторичного поднятия вопроса администрацией Пушкинского района был признан веским аргумент о том, что "название "Детское Село" дезориентирует гостей города". Постановление о переименовании станции было подписано председателем правительства России Дмитрием Медведевым 6 августа 2013 г. С тех пор станция носит официальное название "Царское Село - город Пушкин".
Южная часть здания вокзала в Царском Селе Первая платформа (стеклянная загородка - за путем)
А на обратном пути у загородки ждут пассажиры Вид из кабины машиниста
Турникеты - надежная защита от "зайцев" Вид на станцию с севера
На месте современного Пушкина в шестнадцатом и семнадцатом столетиях располагалась шведская дворянская усадьба Saari Moisi. Это была небольшая усадьба, состоявшая из деревянного дома, хозяйственных пристроек к нему и скромного сада. В результате Северной войны в 1702 г. территория усадьбы вошла в состав России. Название усадьбы в русском языке было преобразовано сначала в Саарскую мызу, затем в Саарское село и, наконец, в 1710 г. по повелению тогда еще царя Петра I (в 1721 г. он стал императором) населенный пункт получил имя Царское Село. В тот же год 24 июня, в торжество Рождества св. Иоанна Крестителя, царь Петр подарил имение своей возлюбленной - Марте Скавронской (через два года она примет имя Екатерина и станет женой Петра, а после смерти последнего в 1725 г. - императрицей Екатериной Первой). Именно эта дата - 24 июня 1710 г. - считается днем основания Царского Села.
С 1718 по 1724 г. по проекту немецкого архитектора Иоганна Браунштейна для императрицы Екатерины был построен дворец, названный Екатерининским. Первоначально он был небольшим, двухэтажным, каменным. Но в пятидесятые годы восемнадцатого века, во время царствования императрицы Елизаветы Петровны, дворец был перестроен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) и принял современный вид. Три этажа, которые имеет обновленный дворец, символизируют Пресвятую Троицу, а светло-голубой цвет свидетельствует о том, что дворец посвящен Пресвятой Деве Марии, являющейся небесной покровительницей всех женщин (именно в облачениях светло-голубого цвета священнослужители совершают богослужения в дни, посвященные памяти Пресвятой Девы Марии). С этого времени Екатерининский дворец становится императорской резиденцией (как известно, после смерти Петра Первого почти до конца восемнадцатого столетия российский престол занимали, с короткими перерывами, женщины - четыре императрицы (Екатерина Первая, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина Вторая) и одна регентша (Анна Леопольдовна)).
В 1755 г. в Екатерининский дворец из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге был перенесен Янтарный кабинет (впоследствии - Янтарная комната), в котором до 1941 г. хранилась коллекция янтаря, привезенного из Германии как дар прусского короля Фридриха Вильгельма российскому царю Петру Первому.
Екатерининский дворец Янтарная комната в 1931 г.
К сожалению, во время нацистской оккупации коллекция Янтарной комнаты была вывезена германскими войсками - сначала в Кёнигсберг (с 1945 г. - Калининград), а затем и вовсе исчезла в неизвестном направлении (скорее всего, русский янтарь сейчас хранится в особняке какого-нибудь американского толстосума... ). Сама комната как зал дворца была отреставрирована и воссоздана в первозданном виде в течение двадцати двух лет - с 1981 по 2003 г. (столь долгий срок реставрации был связан как с колоссальной трудоемкостью восстановительных работ, так и с жестким дефицитом средств на их проведение). Утраченная коллекция была восполнена из калининградского янтаря. Часть средств на реставрацию была выделена немецкой компанией "Рургаз".
Со дня трехсотлетнего юбилея Санкт-Петербурга - 27 мая 2003 г. - Янтарная комната Екатерининского дворца доступна для посещения "простыми смертными". Стоимость билетов весьма высока, но один раз можно и раскошелиться ради того, чтобы увидеть такую красоту...
Фрагмент современной Янтарной комнаты Софийский собор зимой
Рядом с Царским Селом во второй половине восемнадцатого века, в царствование императрицы Екатерины Второй, возник город, получивший имя София. Такое название связано с построенным здесь в 1782-1788 гг. Софийским собором (собором иконы "София, Премудрость Божия"). Освящение храма состоялось 31 мая 1788 г. в присутствии императрицы Екатерины, наследника престола Павла (будущего императора Павла I) и придворных. Чин освящения храма совершил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров, 1730-1801).
С 1934 по 1989 г. Софийский собор был закрыт и более полувека использовался не по назначению (в храме располагались склад бригады трактористов-механизаторов, затем учебный полигон и снова склад). В 1989 г. собор был возвращен Русской Православной церкви, и 8 июня 1989 г., в торжество Вознесения Господня, в храме была отслужена первая после перерыва Божественная Литургия. Ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй (1929-2008, патриарх с 10 июня 1990 г.)
Софийский собор летом Иконостас главного алтаря Софийского собора
(как видите, в центре зала стоит купель)
В 1990-1992 гг. я неоднократно выезжала в Пушкин и бывала в Софийском соборе. При этом от вокзала до собора я добиралась весьма хитрым способом - сначала подъезжала несколько остановок до "Кольца" - автобусного кольца, расположенного в южной части города, недалеко от "Платформы "21-й километр", а затем ехала к собору на 376-м или 378-м автобусах. Автобусы упомянутых двух маршрутов едут к Софийскому собору, минуя вокзал, что исключает возможность их чрезмерного переполнения и необходимость уступать места вошедшим старушкам. К собору можно приехать и на 380-м и 381-м автобусах, идущих от вокзала, но они, как правило, быстро забивались до отказа даже в выходные дни .
В начале девяностых в России происходило явление, которое вполне можно назвать "вторым крещением Руси". Огромное количество людей, в том числе не первой молодости, в те годы принимало таинство крещения. Мне неоднократно приходилось видеть, как крестят людей в Софийском соборе. Однажды одновременно крестилось целых сорок два человека . И если отречься от сатаны и сочетаться со Христом они могли все сразу, хором, то на другие этапы церемонии священник, совершающий таинство, должен был потратить весьма значительное время. На каждого надо было возложить руки, каждого надо было помазать елеем, окунуть в купель, помазать миром, затем вытереть миро и подстричь волосы. Жуть! Не мудрено, что ряд второстепенных частей последования таинства священник вынужден был пропустить (впрочем, сокращение последования крещения, зачастую некорректное, бывает и при значительно меньшем количестве крестящихся
).
26 апреля 2009 г., в восьмой день Октавы Пасхи, на колокольню Софийского собора были торжественно подняты новые колокола, изгодовленные в Валдае местными мастерами.
В 1808 г., при императоре Александре Первом, Царское Село было объединено с Софией и получило статус города. При этом в связи с бóльшей доступностью того, что сейчас мы называем инфраструктурой, жители стали массово переселяться из Софии в "собственно" Царское Село. София быстро опустела и вскоре стала резиденцией лейб-гвардии Гусарского полка (в настоящее время - военные казармы на бульваре Киквидзе). Софийский собор стал полковым храмом упомянутого полка.
В 1837 г. Царское Село было связано с Санкт-Петербургом первой в России Царскосельской железной дорогой. Три года спустя в городе был открыт Екатерининский собор, посвященный святой Екатерине Александрийской - небесной покровительнице двух императриц и немалого количества других российских Кать . Собор строился в течение пяти лет по прямому указанию императора Николая Первого и по проекту архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881). Освящение храма состоялось 24 ноября (6 декабря) 1840 г., т. е. накануне престольного торжества (память святой Екатерины совершается 25 ноября, но этот день в 1840 г. приходился на понедельник, поэтому храм был освящен накануне, в воскресенье). Чин освящения совершил протопресвитер Николай Музовский, духовник императора Николая. На церемонии присутсвовали император и наследник престола Александр (будущий Александр Второй).
Екатерининский собор в начале XX в. Современный вид Екатерининского собора
Екатерининский собор постигла еще более трагическая участь по сравнению с Софийским - он не только был закрыт в 1938 г., но и взорван в 1939-м. Незадолго до взрыва кровля храма была снята, церковная мебель, иконостасы и картины вывезены в неизвестном направлении, иконы кололи топорами и сваливали в кучу, а затем сжигали в подвале, в храмовых печах . Не мудрено, что в том же году Бог покарал Россию Зимней войной с Финляндией, а два года спустя - еще более жестокой Великой Отечественной войной с нацистской Германией.
22 апреля 1960 г. на месте, на котором когда-то стоял храм, был открыт памятник Ленину... Памятник был демонтирован ровно тридцать пять лет спустя, день в день (стоит отметить, что 22 апреля 1995 г. пришлось на Великую Субботу - субботу накануне Пасхи).
В 2006 г. после долгих дебатов было, наконец, принято решение о восстановлении Екатерининского собора. Закладка храма была осуществлена в день памяти св. Екатерины - 7 декабря 2006 г. (25 ноября по юлианскому календарю). Первое богослужение в храме было совершено ровно три года спустя - 7 декабря 2009 г., а еще полгода спустя, 27 июня 2010 г., в рамках празднования трехсотлетнего юбилея Царского Села, собор был освящен лично патриархом Кириллом в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, трех епископов Санкт-Петербургской епархии и духовенства петербургских и царскосельских храмов. В последующие годы было произведено золочение куполов храма, полностью завершенное к 19 января 2014 г.
Интерьер Екатерининского собора Центральный иконостас собора
в начале XX в. (современная эпоха)
Помимо многочисленных православных храмов, в Царском Селе в девятнадцатом столетии были открыты католический храм Рождества св. Иоанна Крестителя (Дворцовая ул., 15) и протестантский св. Петра (располагался в десятом доме по улице, в советское время носящей имя Пролеткульта). В советскую эпоху обе церкви были закрыты, но, слава Богу, не взорваны. С конца двадцатого столетия и католический, и протестантский храм вновь действуют.
Как и во всех других городах, в Царском Селе строились не только культовые учреждения. В городе был открыт ряд средних и высших учебных заведений. Самым известным из них является Императорский Царскосельский лицей. Это привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи было открыто указом императора Александра Первого 19 (31) октября 1811 г. В лицей принимали детей от десяти до четырнадцати лет. При этом прием новых студентов осуществлялся не ежегодно, но лишь раз в три года - 1811, 1814, 1817 и т. д. Продолжительность обучения первоначально составляла шесть лет, разбитых на два трехгодичных курса (первый и второй).
Студенты лицея изучали русский и иностранные языки - латинский, французский и немецкий (английский в девятнадцатом веке не пользовался популярностью), математику, физику, космографию, Закон Божий, этику и эстетику, правоведение, экономику, искусства, географию, историю, а также ряд других дисциплин. Лицейское образование приравнивалось к университетскому. Выпускники лицея получали гражданские чины четырнадцатого и более высоких классов, вплоть до девятого (напомню, что классы "Табели о рангах" нумеровались в порядке, противоположном классам в школе, и самым высоким классом был первый).
Отличительной особенностью Царскосельского лицея было то, что студенты не могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Но несмотря на это, они никогда не позволяли себе оскорблять педагогов или непочтительно относиться к ним, чего, увы, нельзя сказать о современных учащихся .
Лицей в начале XIX века Картина И. Е. Репина "Лицейский экзамен"
Современный вид здания лицея Комната, в которой жил Пушкин
Учебное заведение было размещено в здании дворцового флигеля Екатерининского дворца. Флигель был построен при императоре Павле Первом по проекту архитектора Ильи Неёлова совместно со знаменитым итальянцем Джакомо Кваренги (1744-1817) и первоначально предназначался для российских принцесс - дочерей императора. В 1811 г. здание флигеля было пересторено архитектором В. П. Стасовым (1769-1848) и приспособлено для нужд лицея. Флигель имеет четыре этажа. При этом каждый студент лицея жил в отдельной комнате (обитатели советских общежитий могут по-черному позавидовать ), которую на местном арго называли "кельей". Обстановка студенческих комнат была весьма скромной, но вполне достаточной для жизни молодых людей - железная кровать, стол, стул, зеркало, комод для хранения вещей и конторка для выполнения учебных заданий. И, разумеется, туалет и душевая кабина.
Наиболее известным студентом Царскосельского лицея был, естественно, великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, поступивший в учебное заведение в год его открытия - 1811 - и окончивший лицей в 1817 г. Кроме того, лицей окончили ряд других деятелей российской науки, искусства и политики, среди которых А. М. Горчаков, П. Ф. Греневиц, К. К. Данзас, А. А. Дельвиг, А. Д. Илличевский, А. А. Корнилов, Н. А. Корсаков, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин и другие.
В 1843 г., через шесть лет после гибели Пушкина на дуэли с Дантесом, Царскосельский лицей был переведен в Санкт-Петербург, на Каменноостровский проспект, 21, и с тех пор стал называться Императорским Александровским лицеем, по имени императора Александра Первого, при котором учебное заведение было открыто. В таком виде лицей просуществовал до 1918 г., когда, согласно постановлению совета народных комиссаров он был закрыт "как не отвечающий духу пролетарской эпохи" . Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум, который в народе называли "полутехникумом"
. Многие бывшие воспитанники лицея подверглись судебным преследованиям как "контрреволюционеры". Богатейшая библиотека лицея, слава Богу, не была разграблена, но передана Уральскому государственному университету, расположенному в Екатеринбурге, и в дальнейшем распределена между факультетами и институтами, входящими в его состав.
В 1974 г. в здании Царскосельского лицея был открыт музей-лицей имени А. С. Пушкина, действующий в настоящее время.
Помимо лицея и самого Екатерининского дворца, в дворцовом комплексе следует выделить ряд других памятников архитектуры: Камеронову галерею, построенную в 1784-1787 гг. английским (точнее, шотландским - для жителей британских островов это принципиально) архитектором Чарлзом Камероном (1745-1812) по повелению императрицы Екатерины Второй и первоначально предназначавшуюся для прогулок Ее Величества с семьей; Эрмитаж - двухэтажный восьмиугольный павильон с куполом, колоннами и лепными украшениями, который использовался для летних приемов царских гостей (1744-1754, архитекторы М. Г. Земцов и Ф. Б. Растрелли); Грот - павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвященным морской тематике (1749-1761, архитектор Растрелли); Адмиралтейство - группа зданий из неоштукатуренного кирпича с белыми карнизами и стрельчатыми окнами, увенчанные готическими ступенчатыми башнями и шпицами (1773-1777, архитектор И. В. Неёлов).
Камеронова галерея Золотые ворота Екатерининского дворца
Адмиралтейство Павлильон "Грот"
За комплексом Екатерининского дворца в восемнадцатом веке был разбит Александровский парк, состоящий из регулярной части, называемой Новым садом и устроенной в сороковые годы по проекту французского архитектора Николя Жирара, и Пейзажного парка - культивированного в девяностые годы того же столетия участка естественной лесной природы. В западной части парка протекает река Кузьминка, которая в двадцатом столетии была перегорожена плотиной.
Река Кузьминка в Александровском парке Александровский дворец
За Александровским парком в последние годы правления Екатерины Второй по проекту архитектора Кваренги был построен Александровский дворец, подаренный императрицей своему внуку Александру (будущему императору Александру Первому) по случаю его бракосочетания с дочерью маркграфа Баденского Луизой Марией Августой, принявшей в России имя Елизаветы Алексеевны. Цесаревичу на момент свадьбы было пятнадцать лет, а его супруге - четырнадцать. В то время в связи с низкой средней продолжительностью жизни (от пятидесяти до пятидесяти пяти лет) столь ранние браки, задолго до совершеннолетия, были не исключением, а правилом (причем не только у "сильных мира сего").
За Александровским дворцом расположена станция Александровская, через которую следуют пригородные поезда гатчинского и лужского направления (до 2007 г. они отправлялись с Варшавского вокзала Санкт-Петербурга, а затем, в связи с закрытием данного вокзала, были переведены на Балтийский). Чтобы текущая часть не получилась чересчур длинной, подробный рассказ об Александровском дворце и станции Александровская будет опубликован в той части, в которой подойдет очередь упомянутой станции.
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также