В один прекрасный выходной день, в середине января, переключая каналы телевизора, совершенно случайно наткнулась на интереснейшую передачу о древнем русском городе Изборске. Сотрудники музея-заповедника рассказывали о героической истории города и крепости. Особенно потряс меня рассказ о том, как при нападении врагов женщины города отрезали себе косы и бросали их в сторону агрессоров, давая понять, что даже если город будет захвачен, враг не найдет здесь слабых, бороться будут все до конца, даже женщины.
Сразу почувствовала зуд в одном месте, поняла – мы обязательно должны туда поехать. И, естественно, занялась поисками информации. Оказалось, что в августе в Изборске проходит фестиваль военно-исторической реконструкции «Железный град», на котором воссоздается атмосфера древнего города, проводятся всевозможные турниры - воинов на мечах, лучников на луках, всадников на конях.… Ну, что ж, совместим приятное с полезным…
Дату проведения фестиваля отслеживала в интернете, и как только все стало известно, забронировала отель в Пскове. План был такой: в пятницу, 2 августа, выезжаем в Псков, утром в субботу кидаем вещи в гостиницу, отправляемся в Изборск на фестиваль и там проводим целый день. Вечером возвращаемся в Псков, и воскресенье, до отъезда, посвящаем время ему.
В Псков мы приехали в половине восьмого утра, и сразу, как и планировали, отправились в отель, чтобы оставить вещи и оплатить наше пребывание там. Отель со смешным названием «Каркушин дом» оказался очень милым и уютным. Небольшая территория оборудована детской площадкой и беседкой для отдыха взрослых. У нас был номер стандарт-мини, и я должна сказать, что он, действительно мини. Даже слишком мини. Мы с мужем не отличаемся большими габаритами, но даже для нас он оказался маловат – прямо игрушечный. Впрочем, для того, чтобы переночевать вполне годится. И расположение удачное – не более 10 минут неспешным шагом до Псковского Кремля.
Оформив свое пребывание в отеле, сразу отправились на автостанцию, откуда можно добраться до Изборска. На автостанции нам повезло – буквально через десять минут автобус отправлялся в нужном нам направлении. Через сорок минут мы были на месте.
Один из древнейших городов России Изборск находится в тридцати километрах от Пскова. Его еще называют Старым Изборском, чтобы отличать от, расположенного в нескольких километрах, Нового Изборска. По легенде основателем его был Словен, сын новгородского князя Гостомысла. До определенного времени город носил имя своего основателя и назывался Словенск. Спустя некоторое время был переименован в Изборск, в честь Избора – сына Словена. Но летописная история Изборска началась с 862 года. Ну, это когда на Русь варяжских князей призвали.
Первоначально город размещался не там, где находится нынешняя крепость, а немного севернее, в месте, называемом Труворовым городищем. Согласно «Повести временных лет», именно сюда пришел править младший брат Рюрика Трувор, и название городища связывают непосредственно с этим событием. Трувор недолго управлял городом, через три года он умер. Недалеко от городища находится кладбище, где по легенде он был похоронен и над его могилой возвышается крест, называемый Труворовым. Конечно, крест никак не связан с Трувором. Этот крест поставлен предположительно в XIV-XV веках, намного позже смерти князя.
Роль Изборска в жизни древнерусских земель того времени была весьма значительна. Это был важный административный и религиозный центр, здесь велась активная торговля с соседними и с иностранными торговцами. Археологи и поныне находят арабские монеты VIII века, предметы из Византии, привезенные сюда в IX веке и другие ценные для истории предметы. Но, прежде всего, Изборск был пограничным центром обороны Псковской земли.
Изначально Изборск был не слишком велик, и со временем небольшая площадь оказалась мала для разросшегося поселения. Да, и деревянные укрепления не могли больше надежно защищать жителей. Поэтому, как говорится, было принято решение перенести город на новое место, о чем, собственно, и была произведена запись в одной из псковских летописей: «В лето 6838 (то есть в 1330 году; год назывался летом, а летосчисление велось от «сотворения мира».) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Изборск на горе Жеравии того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом ...». Здесь, на Жеравьей (Журавлиной) горе, и по сей день находится каменная крепость.
Изборяне прекрасно владели оружием. Это умение прививалось им с детства, в независимости от пола ребенка. Девочки наравне с мальчишками учились владеть любым видом оружия. С момента постройки до XV века крепость выдержала восемь осад и НИ РАЗУ не была взята неприятелем. После одной, особенно продолжительной и упорной, осады, участвовавший в ней немецкий поэт Зухенварт назвал Изборск «железным городом».
В настоящее время крепость вместе с Труворовым городищем входят в государственный историко-культурный и природно-ландшафтный заповедник. Ну, и по совместительству, является целью нашего приезда сюда.
Начали мы с крепости. Вернее начали мы с ресторации местного гостиничного комплекса «Изборск», где позавтракали за 250 рублей на человека, но это к делу не относится.
Для лучшего усвоения материала мы вместе с входными билетами (20 рублей на лицо) взяли аудиогид (500 рублей + залог). В комплект к аудиогиду, напоминающему ручку (он так и называется «ручка-самоход») предоставляется карта. Путешествуя по крепости и окрестностям, достаточно указать «ручкой» на выбранный объект и получить подробную информацию. Очень удобная штуковина.
В крепость мы зашли (а точнее пролезли, т. к. здесь активно ведутся археологические раскопки и реставрационные работы, и пришлось перелезать через какие-то железки) через Никольский захаб. Захаб — фортификационное сооружение в средневековых крепостях, укрепление, защищавшее крепостные ворота. Как правило, представляло собой длинный, узкий коридор, соединяющий внешние крепостные ворота с внутренними воротами, ведущими внутрь крепости. Прорвавшись сквозь внешние ворота, атакующие оказывались в тесном, не просматриваемом извне коридоре, под перекрёстным огнём защитников крепости, и, как правило, истреблялись либо несли значительные потери.
Немного отвлекусь – будучи в Коломне мы уже слышали о такого рода ловушках. Но там ловушки устраивались непосредственно в воротах. Въездные ворота, как правило, обустраивались в башнях и, собственно, воротами являлись только с внешней стороны башни. И была там такая хитрость – когда враг, прорвавшись сквозь ворота, оказывался внутри башни, перед ним и за ним опускались решетки. Ну, в общем, ни туда, ни обратно. И поймав противника в ловушку, над ним начинали расправу. В стенах башни, с внутренней стороны, были сделаны специальные помосты, на которых находились лучники. А внизу стены потайная дверь. Лучники градом стрел расстреливали врага, а затем из двери выходили воины и с оставшимися в живых бились на мечах. Да… нет предела совершенству. Особенно, в искусстве человечества истреблять самое себя….
Крепость имела семь башен, но одна из них, Плоская, до наших дней не сохранилась. Никольский захаб располагается как раз между этой не уцелевшей башней и башней под названием Темная (Темнушка). Темнушка получила свое название, вероятно, из-за малого количества света внутри.
Кроме Никольского крепость имела еще один захаб – Талавский. Он находится между одноименной, Талавской, башней и башней Луковка (или Куковка). Башня Луковка – самая старая башня крепости. Она является первой каменной постройкой, от которой и началось строительство каменных стен. Сегодня это единственная башня комплекса, на которую можно подняться и полюбоваться окрестностями. А полюбоваться есть чем! Вокруг крепости раскинулись холмы, переливаясь изумрудно-малахитовыми красками. Меж холмов сверкает голубое Городищенское озеро, играя солнечными бликами по воде и отражая в себе не менее синее небо. Именно на берегах этого озера и будет проходить фестиваль «Железный град». Вход на башню и часть крепостной стены оплачивается отдельно и стоит 40 рублей.
Из строений внутри крепости сохранился лишь Никольский собор – главное здание древнего Изборска. Впервые в летописях собор упоминается в 1341 году и уже тогда он был выстроен в камне. Возможно, в то время он являлся единственным каменным зданием на территории цитадели. По понятиям того времени святой Николай охранял город и храм служил его символом. Собор был перенесен сюда со старого городища вместе с городом и расположен так же, как и там – у южного края крепости, близко от въездных ворот.
Относительно укреплений крепости и ее истории существует огромное количество публикаций – как в бумажном, так и электронном виде, так что повторяться я не буду.
От крепости мы взяли направление в сторону Словенских ключей. Словенские ключи это уникальная природная достопримечательность Изборска и красивейшее зрелище – двенадцать потоков воды стремительно вырываются из земли и образуют каскад не очень высоких, но прекрасных водопадов. Вода в источниках всегда холодная, даже в жару.
Местные поверья утверждают, что для того, чтобы в жизни были здоровье, любовь и достаток, необходимо испить воды из всех потоков и умыться в каждом из них. Дело в том, что каждая из двенадцати струй обладает своей целительной и энергетической силой. Существует легенда, что ключей не всегда было двенадцать. Когда-то, в давние времена, вода бежала единым потоком и была лечебной от всех болезней.
Но однажды, когда Литва напала на Изборск, и при сражении пролилось столько крови, что от нее вода в потоке покраснела. И не выдержала природа, и иссякли ключи. И стали тогда люди молиться, и приснился сон одному из юношей, что надо назвать ключи Словенские именем Двенадцати Апостолов Христовых и тогда вернется вода. Так и случилось, но вода вернулась не одним потоком, а двенадцатью, и уже каждая отдельная струя обладает своей силой. Одна от недугов лечит, другая – счастье дает, третья – в любви помогает. Со временем люди забыли какой источник за какой участок жизни ответственен, вот потому и пьют воду из всех. А источники с тех пор еще одно название имеют – Двенадцати Апостолов.
А еще одно древнее поверье гласит, что когда после Страшного суда вода повсюду на земле исчезнет, то останется только в Словенских ключах.
Рядом с ключами, там, где потоки сливаются в один и впадают в Городищенское озеро, есть еще одна достопримечательность. Но она не относится к историческим, и не имеет легенды (а может быть имеет, но я о ней не знаю). И достопримечательность эта – семья лебедей, которая обитает здесь. Изборские лебеди почти никогда не улетают от Городищенского озера. Для того чтобы покормить их даже специальные мостки выстроены. Но мы не знали об этих прекрасных птицах и не взяли для них ничего вкусненького. Зато Вы теперь знаете, и когда будете в Изборске, не забудьте прихватить с собой что-нибудь.
А мы отправляемся в сторону Труворова городища. По дороге зашли на кладбище, к кресту, тому, который связывают с Трувором. Каменный крест высотой больше двух метров, на лицевой стороне его виднеется, уже практически стертая временем, древняя надпись. Местные жители наделяют Труворов крест волшебной силой, и считается, что силу эту он питает из земли. Если раскинуть руки и прислонится к кресту, то он дает положительную энергию, а отрицательную забирает и под землю утягивает.
Крест недавно был отреставрирован – очищен от налета времени и мха и установлен вертикально, в отличие от своего прежнего чуть наклонного положения. Сохранилась ли при этом его чудодейственная сила не известно.
Рядом с древним крестом находятся не менее древние плиты, испещренные символическими знаками - «вавилонами». Народная молва утверждает, что под каменными плитами лежат воины легендарного варяга, пришедшие с ним. Но, на самом деле сведений о том, кто покоится под ними нет, так как исследованиями захоронения толком еще и не занимались.
Выйдя за территорию кладбища и завернув за небольшой поворот, мы ахнули от красоты, которая открылась перед нами. У края древнего городища, на возвышении, стоит Никольская церковь (церковь Николы на городище). Белое здание удивительно гармонично вписалось окружающий пейзаж. Место выбрано так удачно, что создается впечатление полного единства пространства и архитектуры. Ощущение, что человек-то здесь и не причем вовсе, а все это творение самой природы.
Особенно хороша звонница – двух ярусная, немного массивная, но будто наполненная воздухом. И еще удивили кресты из плит, вложенные в стены. Они придают некую нарядность сооружению. Может быть, они имеют какое-то определенное практическое значение, но я сожалению, не знаю какое, и для меня это просто элемент декора.
Церковь была построена в XVII веке, хотя нынешний ее вид – это результат перестройки XVIII века. Именно в это время и была возведена, так поразившая нас, звонница, без которой и представить себе сложно Никольскую церковь.
Лагерь, расположившийся на Труворовом городище
Ну, и наконец, само Труворово городище. А вернее место, где оно находилось. И находилось городище на высоком холме, мыс которого очерчен с одной стороны оврагом с ручьем, а у крутого склона другой его стороны плещутся воды Городищенского озера, являя собой естественную преграду. От самого городища сохранился только вал, который прикрывал Изборск с открытой южной стороны.
Погулять по холму нам не удалось – там находился лагерь участников фестиваля, но на вал мы забрались. Кстати, о раскинувшемся на холме лагере. Он ничуть не вызывал дискомфорта своим видом. Скорее всего, потому что одежда участников, оружие, их палатки, да и, вообще весь антураж, если и не соответствовали полностью времени существования городища, то по духу были близки к нему. Никто нам не препятствовал прогулке между шатров, никто не обращал на нас внимания, но нам не хотелось мешать своим праздным любопытством увлеченным людям в подготовке. Хотя кое-какие забавные моменты мы все же подсмотрели .
Ну, и еще немного о Старом Изборске. Сейчас это небольшое сельское поселение. Очень живописное и колоритное. Улицы Изборска богаты на неожиданные открытия. Интересна архитектура домов – сочетание деревянных строений с каменными хозяйственными пристройками. Причем, пристройки эти явно носят характер зодчества, присущего, вероятно, этой местности с древних времен – белый камень, широкие полукруглые арки дверей, небольшие оконца. Приземистые каменные сооружения несколько странно смотрятся рядом с современными срубами, но, в тоже время, вносят некий шарм.
И еще ворота! Здесь надо петь отдельную песню. Мощные деревянные ворота между внушительных столбов, сложенных все из того же известняка, что и подсобные постройки, да и Изборская крепость, образующих арочные проемы. Вся конструкция покрыта двускатной крышей из теса. Ну, прямо, сказочные ворота!
На одной из улиц увидели занимательную картинку: избушка без окон и дверей, в общем, «на курьих ножках», а на стене рекламный плакат «Ваш новый дом в Изборске». J Ну, и мелким шрифтом – 100 метров…
Все вышеперечисленные достопримечательности – это лишь часть всего того, чем обладает и что может показать и рассказать о себе легендарный Изборск. Мы не зашли в музеи, расположившиеся в домах купцов Анисимова и Шведова, в которых размещены интересные экспозиции, посвященные Изборску. Не дошли до села Малы, стоящего на берегу Мальского озера, в четырех километрах от Изборска, и не увидели там Рождественский монастырь. Но это все в другой раз, а сейчас нас ждет вторая часть нашей культурной программы – фестиваль «Железный град».
Железный град.
Фестиваль «Железный град» один из многих, которые проводятся клубами исторической реконструкции. Перед поездкой, пока я мониторила интернет на предмет даты проведения фестиваля, наткнулась на форумы нескольких таких клубов, где участники обсуждают снаряжение и правила участия в мероприятии. Конечно, из написанного не поняла и половины, благодаря специальным терминам и словечкам, но оказалось так увлекательно. Поэтому, когда мы ехали на фестиваль, я была уже немного подкована. Ну, а муж, так он вообще, серьезно интересуется вооружением любого периода.
И так, о фестивале. Участниками клубов на территории музея Изборской крепости была воссоздана эпоха Руси 13-14 веков и Европы 14-16 веков. Представлены были клубы не только из России, но и из Белоруссии, Украины, Прибалтики и даже из Израиля. Хоть фестиваль и проходил четыре дня, для широкой публики были отведены два последних – суббота и воскресенье.
В первый день, в субботу, торжественная часть началась с представления клубов и дефиле исторического костюма. Здесь я немного задержусь именно на костюмах. Когда-то, уже давно, в юности, я мечтала стать модельером (теперь это называется дизайнером, а особо продвинутых называют кутюрье), но потом я увлеклась математикой (вот такой фортель). Так вот, в связи с моим юношеским увлечением, я немного интересовалась историей костюма. И на фестивале особое мое внимание привлекал именно костюм, естественно, женский, так как в мужских доспехах я мало что понимаю. Должна сказать, что, насколько я помню, костюмы воссозданы максимально точно. Были использованы только натуральные материалы – лен, хлопок, сукно, натуральные мех и кожа. Обращала особое внимание на покрой – умнички девочки. Даже в мельчайших деталях не отступают от правил. При фестивале работала «средневековая» ярмарка (в кавычках, потому что, все-таки, там продавались не средневековые вещи, а реплики). Несколько раз наблюдала такую картину – девочки среди предложенного искали именно те детали украшений для своих костюмов, которые использовались конкретно в ту эпоху, которую представляет участница. И очень радовались тому, что нашли именно то, что искали. Должна сказать, что увлечение это не из дешевых.
Существуют жесткие правила по реконструкции, которые должны неукоснительно соблюдаться как в костюме, так и, естественно, в доспехах и оружии. Если, например, весь комплект доспехов принадлежит XIV веку, а какой-то элемент из XIII-го, то могут потребовать замену элемента. Относительно оружия – оно максимально соответствует подлинному и по виду, и по весу, и по способу его изготовления. Но не заточено.
Кстати, в бытовом плане, в лагере, так же, как и во всем остальном, соблюдаются строгие правила по историческому стилю. Все на том же форуме вычитала: «запрет на определенные действия и предметы в историческом лагере – длительное использование пластиковой, стеклянной и картонной упаковки (эта упаковка может быть на виду только в момент извлекания и перекладывания-переливания в антуражную посуду, за исключением мусорных мешков), длительное нахождение на виду современных сумок (более 30 минут), использование солнцезащитных очков (кроме затемненных очков для лиц с больными глазами). Открытое использование современной одежды, обуви (если только не стоит очень дождливая погода). Разрешается использование пластиковых емкостей для транспортировки воды, но настоятельно рекомендуется маскировать их в мешки. Настоятельно рекомендуется курить за пределами исторического лагеря (кроме трубок). Настоятельно рекомендуется говорить по мобильным телефонам в своих палатках».
Гости фестиваля, всего за сто рублей, тоже могут примеить доспехи, а гостьи средневековые платья. Конечно, эти наряды не точная реконструкция, а всего лишь имитация. Но все равно интересно - где мы в обычной жизни наденем что-нибудь подобное? Я не преминула воспользоваться этим предложением.
После представления клубов и дефиле костюма начались собственно соревнования. Сначала проходили пешие турниры. Воины сражались на мечах со щитами и без, и на алебардах. Бои отнюдь не шуточные. Были свидетелями, как после боя, один из участников с трудом снял шлем, получив удар. Но, в бою неукоснительно соблюдаются определенные правила, например, нельзя бить по кистям рук, в паховую область и прямые удары по голове. Бой длится до тех пор, пока один из участников не нанесет десять ударов противнику.
Хотелось бы отметить еще выступления музыкальных коллективов, исполняющих музыку средневековья. Выступления проводились в перерывах между видами соревнований, давая время для подготовки участникам. Было приятно и очень интересно послушать.
Помимо боев, проводились турниры лучников. Были вывешены мишени из жгутов, сделанных из чего-то природного (то ли соломы, то ли чего-то похожего), скрученных в спираль. В этом турнире принимали участие так же и девушки. При чем, успешно. Гости фестиваля тоже могут поучаствовать в искусстве владения луком, но, правда, вне соревнования.
Одним из самых красочных зрелищ на фестивале явились конные состязания. Удивительной красоты были выступления. В первый день был продемонстрирован тренировочный турнир. Всадники показали свое умение обращаться с лошадьми и оружием – резали на скаку яблоки, нанизанные на колья, срубали капустные «головы», снимали кольцо со специального приспособления и т.д. Кульминационным явился моментом, когда мчащиеся во весь опор рыцари поднимали копьем с травы платки и шали, любезно предоставленные присутствующими дамами, и возвращали их обратно прекрасным незнакомкам. Но насколько я понимаю, самым зрелищным относительно конного турнира был второй день фестиваля, когда проводился настоящий рыцарский поединок. Мы, к сожалению, этого не увидели. Ну, что ж, следующий раз.
Последним в списке проводился бугурт (ударение на втором У). Бугурт означает рыцарский турнир. Но в отличие от поединка, где рыцари выступают один на один, в бугурте участвуют группы рыцарей, в количестве двух. В средние века бугурты были не только показательной частью турнира, но тренировкой перед настоящим сражением. Суть действия такова – по команде своих командиров противоборствующие стороны атакуют друг друга. Необходимо сбить противника с ног (для конных бугуртов – скинуть с коня). Бьются до тех пор, пока все участники одной команды не окажутся на земле, при этом участник, которого свалили, подняться не может до окончания битвы. За соблюдением всех правил следят, так называемые, маршалы.
Мне все это напомнило стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», точнее строки:
Изведал враг в тот день немало,
…
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди…
В этом году в бугурте принимало участие по восемьдесят человек с каждой стороны. Вы представляете, какое это зрелище?! А бывает участников и больше.
Даже детей не забыли на фестивале. Для них была специально организована площадка, где мальчишки сражались на игрушечных мечах под руководством взрослых, естественно. Чем занимались девочки я, честно говоря, не знаю.
И в завершение первого дня фестиваля состоялся фолк-концерт, но нам пришлось убежать, чтобы успеть на автобус, уходящий в Псков. Так что увлекательного концерта с файер-шоу мы не увидели.
В заключение моего рассказа о фестивале «Железный град» хочу сказать, что настоятельно рекомендовать кому-либо посетить это мероприятие не могу, т.к. этим, как минимум, нужно интересоваться, ну и, как максимум, фанатеть. Несмотря на красочное, нарядное шоу динамического действия здесь не так уж много. Между боями приходится подолгу ждать, да и сами бои не похожи на то, что мы привыкли видеть в кино, когда герой играючи размахивает мечом, как игрушкой. Нет, ничего такого здесь не увидишь. Это тяжелый труд, как бы странно это не звучало. Поэтому-то и бои длятся всего по две минуты.
Но это действо так увлекло нас с мужем, что мы подумываем о поездке на еще какое-нибудь подобное мероприятие. Например, на реконструкцию Куликовской битвы или Ледового побоища.
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также