Туристический Портал awaytravel.ru
Вход | Регистрация
Новые публикации
Помощь
Добавить отзыв
Добавить отзыв
Забронировать отель
Забронировать отель
Купить авиабилет
Купить авиабилет
Меню
   
  • Главная
  • Страны
  • Отзывы
  • Фото
  • Советы
  • Форум
  • Поиск
  • Войти
  • Зарегистрироваться
  • Главная
  • Страны
  • Отзывы
  • Фото
    • Фотогалерея
    • Фоторепортажи
  • Статьи
  • Советы
Главная > Египет > Отзывы

Египет, путешествие в глубину веков

 PostAuthorIcon kuki | PostDateIcon 26.08.2013 21:38 | PostTagIcon Отзыв

Когда я попала первый раз в Египет и осматривала его достопримечательности, я была в полном восторге от того, что хожу по тем же камням, по которым ходила Клеопатра, Нефертити, Рамзес, по тем камням, которые видели пришельцев из другого мира, которые строили египетские колоссы и пирамиды. Взгляд Сфинкса до сих пор поражает меня своей осмысленностью. Я носилась по этим камням стараясь увидеть всё возможное и запечатлеть. Мне казалось, что я никогда не забуду всё, что я узнала про Египет. Я приехала в Египет на следующий год и опять носилась как ненормальная, стараясь увидеть то, что упустила в прошлый приезд, этого оказалось немало. Прошло много лет и оказалась, что в памяти многое стёрлось. Я пересматривала фотографии, отбирая их для этой темы, и с удивлением поняла, что я не могу вспомнить, в каком году это снималось. Я вам сейчас покажу то, что отобрала, хотя за последовательность не ручаюсь, когда загружала фотографии в альбом, всё перемешалось. Начнём не с достопримечательностей, а просто с Египта и его жителей.

А теперь пройдёмся по Луксору.
Луксорский храм даже в развалинах производит грандиозное впечатление, он является центральным храмом Амона-Ра, богов Мут и Хонсу на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор.

Храм Амона поражает грандиозностью замысла, монументальностью и торжественностью деталей, в связи с чем он вызывает у меня ощущение того, что к его строительству причастны не безграмотные египетские рабы, а пришельцы из другого мира со своими развитыми технологиями и знаниями. К храму ведёт аллея сфинксов, когда-то она соединяла Луксорский храм и Карнакский.

Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для единения с пилонами стоявшего на расстоянии получасовой ходьбы к северу Карнакского храма, к которому вела мощёная аллея из 365 сфинксов, северный пилон Луксорского храма несколько отклонен к востоку от общей оси. Эта 2-километровая большая Аллея сфинксов в настоящее время реставрируется и в значительной мере уже восстановлена.

Древнейшая часть — святая святых, с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые цари XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон и изобразил на внешней стороне последнего свои подвиги в войне с хеттами; здесь же начертан так называемый «эпос Пентаура».

Вот это так называемая процессионная колоннада, её четырнадцать колон напоминающих стебли папируса, увенчанны капителями и поднимаются на высоту 20 метров. На сохранившихся лишь на треть стенах колоннады сохранились замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона Опет.

У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

Ипет-Исут, Карнакский храм — крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Расположен в современном Карнаке, небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора. С 1979 года этот храм, вместе с Луксорским храмом и фиванскими некрополями, включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наконец-то мы добрались до долины Царей. Долина Царей название отнюдь не метафоричное, ведь на протяжении более пяти столетий египтяне хоронили здесь своих фараонов. Захоронения велись примерно с XVI по XI столетие до нашей эры — за это время египтяне "успели" создать настоящий Город Мёртвых.

Долина царей стала "популярной" после нашумевшей истории об обнаружении гробницы Тутанхамона в 1922 году и последующего за этим "проклятия фараонов", сведшего в могилу археологов, "осквернивших" святое место. Хотя на самом деле раскопки проводились здесь ещё задолго до этого, начиная с XVIII столетия.

Сегодня откопано уже более 50ти гробниц, в некоторых из которых захоронены даже по двое фараонов — предшественник и преемник. Самым крупным таким "двойным" захоронением является гробница царицы Таусерт и её наследника — фараона Сетнахта. На самом деле Сетнахт создавал свою собственную гробницу в Долине царей, но ему не хватило времени, чтобы её закончить до своей смерти. Его сын, Рамзес III, поместил тело отца в гробницу Таусерт с тем, чтобы по завершении работ в гробнице отца перенести его тело туда, но этого так и не произошло.

Сама Таусерт была следующей женщиной-фараоном Египта после царицы Хатшепсут, которая была погребена в собственном храме Джесер Джесеру, входящем сегодня в число Карнакских храмов Египта.

Долина Царей делится на Восточную и Западную. Большая часть гробниц сосредоточена именно в Восточной долине.

Хотя за покоем Города Мёртвых следили специальные подразделения охраны, уже при Рамзесе IX было начато первое расследование о разграблении священных гробниц чиновниками с целью наполнить истощённую государственную казну за счёт роскоши предков.

После того, как во время правления XX династии фараонов оказалось, что предшественниками были разграблены десятки гробниц, мумии из них были помещены в так называемую "Гробницу 320" (конечно же, это современное название). Она была найдёна в 1871 году братьями Расул, которые решили воспользоваться своей удачей и целое десятилетие распродавали найденные ценности. Египетская Служба древностей "проснулась" лишь в 1881 году — в результате от рук мародёров удалось спасти саркофаги с мумиями Тутмеса III, Рамзеса I, Сети I и Рамзеса II, которые были незамедлительно доставлены в Каирский музей, где и покоятся до сих пор. После этого гробницу завалило обломками скальной породы и вспомнили о ней уже лишь спустя столетие, в 1995 году, когда археолог Эрхард Грэфе вновь вскрыл её для своих исследований.

В 1898 году в Долине Царей была найдена гробница Аменхотепа II, в которой кроме лежащей в саркофаге мумии фараона были обнаружены ещё девять мумий, погребённых во внутренних покоях. Среди них были обнаружены останки фараона Тутмоса IV. Саркофаг Аменхотепа II было решено не трогать, а остальные отправили в Каирский музей. К сожалению, несмотря на установленную на входе тяжёлую железную решётку и охранявших гробницу стражников, захоронение всё-таки было ограблено 24 ноября 1901 года, спустя три года после своего обнаружения. Сама мумия не пострадала, но бинты на ней были вспороты на местах, где обычно находились украшения. Были ли там драгоценности вообще — неизвестно, но, судя по тому, что практически в каждом найденном в Долине Царей саркофаге украшения на фараонах были, скорее всего Аменхотеп II всё-таки лишился посмертно погребённых с собой регалий.

Схема размещения гробниц в Долине Царей

В наиболее значимых гробницах были захоронены: KV1 — Рамзес VII, KV2 — Рамзес IV, KV6 — Рамзес IX, KV8 — Меренптах, KV9 — Рамзесы V и VI, KV11 — Рамзес III, KV14 — Таусерт и Сетнахт, KV15 — Сети II, KV16 — Рамзес I, KV17 — Сети I, KV19 — Ментухерхепешеф, KV23 — Эйе, KV34 — Тутмос III, KV35 — Аменхотеп II, KV43 — Тутмос IV, KV47 — Саптах, KV57 — Хоремхеб, KV62 — Тутанхамон

Археологические изыскания, предпринятые в начале 2009 года, позволили учёным выяснить, что гробницы начали грабить ещё в эпоху XXI династии.

Кроме Долины Царей в Египте также есть и расположенная недалеко от неё Долина Цариц, где некогда хоронили жён и отпрысков фараонов.

Один из самых удивительных храмов Египта — храм Хатшепсут — удивительно гармонично сливается с горами на заднем плане и поражает туристов, лицезреющих его впервые, своей монументальностью. Так и чувствуется, что за этим "песчаным" обликом кроется пыль веков.
На самом деле изначально храму было зано название "Священнейший из священных" или, на родном языке — Джесер Джесеру, а храмом Хатшепсут его стали именовать позже.

Храм Хатшепсут вырос в этой пустынной местности всего за 9 лет — строительство велось с 1482 по 1473 год до нашей эры. По завершении строительства храм занял законное место среди величайших строений древности, ведь прошло более тысячелетия, прежде чем люди возвели настолько же гармоничный архитектурный комплекс, хотя это тоже вопрос спорный. Речь идёт о появившемся в 400х годах до нашей эры Афинском Парфеноне.

Храм Хатшепсут входит в число Карнакских храмов Египта и представляет собой три связанные между собой террасы, пронизанные по центру массивными лестницами, ведущими в главное святилище. Когда-то перед храмом был прекрасный сад, а первой террасе предшествовала целая аллея сфинксов из песчаника.

Разрисованные стены храма Хатшепсут повествуют об основных событиях её царствования, а также о выдвинутом ею предложении объединить Верхний Египет с Нижним.


По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.

Парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.

Верхняя терраса посвящена самой царице Хатшепсут и богам, даровавшим жизнь ей и всему Египту.

По обе её стороны находятся святилища родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес, а по центру располагается святилище бога Солнца — Амона-Ра, главная часть храмового комплекса Дейр эль-Бахри.

Кроме храма Хатшепсут, в комплекс входят также менее грандиозные поминальные храмы фараонов Ментухотепа II и Тутмоса III. Царица Хатшепсут - женщина-фараон древнего Египта из XVIII династии, сумевшая восстановить Египет после нападения гиксосов, а также построившая множество памятников Египта. Она является одной из первых женщин — цариц и стоит в одном ряду с известнейшими женщинами в мировой истории, а также с известнейшими правителями Египта.

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали науке ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей.
Когда едешьпо Нилу, то видишь ещё издали какие-то удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса, это и есть египетские пирамиды, которые поражают своим величием и зачаровывают своими тайнами и загадками. Строятся нескончаемые предположения о создании египетских пирамид. Глядя на эти дивные монументы эпохи, создается впечатление, что время обходит их стороной, а может, это магия сфинкса остановила его, славя величие фараона. Есть предположение, что корни цивилизации создавшей пирамиды гораздо древнее. Особо смелые даже предполагают, что это инопланетяне возвели египетские пирамиды. Фото на фоне пирамид – любимое развлечение туристов.
Мистика и реальность, мифы и факты настолько плотно переплетаются на каменных ступенях этих молчаливых гигантов, что начинаешь верить в мифы и сомневаться в фактах.

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали науке ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей.
Когда едешьпо Нилу, то видишь ещё издали какие-то удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса, это и есть египетские пирамиды, которые поражают своим величием и зачаровывают своими тайнами и загадками. Строятся нескончаемые предположения о создании египетских пирамид. Глядя на эти дивные монументы эпохи, создается впечатление, что время обходит их стороной, а может, это магия сфинкса остановила его, славя величие фараона. Есть предположение, что корни цивилизации создавшей пирамиды гораздо древнее. Особо смелые даже предполагают, что это инопланетяне возвели египетские пирамиды. Фото на фоне пирамид – любимое развлечение туристов.
Мистика и реальность, мифы и факты настолько плотно переплетаются на каменных ступенях этих молчаливых гигантов, что начинаешь верить в мифы и сомневаться в фактах.

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали науке ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей.
Когда едешьпо Нилу, то видишь ещё издали какие-то удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров - от современного города Каира до Фаюмского оазиса, это и есть египетские пирамиды, которые поражают своим величием и зачаровывают своими тайнами и загадками. Строятся нескончаемые предположения о создании египетских пирамид. Глядя на эти дивные монументы эпохи, создается впечатление, что время обходит их стороной, а может, это магия сфинкса остановила его, славя величие фараона. Есть предположение, что корни цивилизации создавшей пирамиды гораздо древнее. Особо смелые даже предполагают, что это инопланетяне возвели египетские пирамиды. Фото на фоне пирамид – любимое развлечение туристов.
Мистика и реальность, мифы и факты настолько плотно переплетаются на каменных ступенях этих молчаливых гигантов, что начинаешь верить в мифы и сомневаться в фактах.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.
Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.
Пространство возле пирамиды было тщательно изучено археологами ещё в начале нашего века. Однако египетский учёный Мохаммед Гонейм обратил внимание на одну из террас юго-восточнее пирамиды Джосера. Тщательный осмотр, произведенный Гонеймом, обнаружил остатки каменных стен, осколки обработанного известняка и алебастра, Гонейм решил произвести раскопки. Работы вскрыли остатки кладки из больших неотёсанных камней. Это был фундамент массивной ограды, такой же, какая в свое время окружала и пирамиду Джосера. Верх этой ограды был разобран ещё в древности. Потом открылась под толстым слоем песка и щебня хорошо сохранившаяся часть ограды - рабочие назвали её Белой стеной. Она была великолепна - облицована белым шлифованным известняком, украшена нарядными выступами.
Несомненно, стена ограждала пирамиду. Но где же следы самой гробницы, столь же древней, как до сих пор единственная в своем роде пирамида Джосера?
Гонейм решил искать остатки пирамиды в центре участка и оказался прав. Из-под многометровой толщи песка, щебня и строительного мусора появилась нижняя массивная ступень древней гробницы. Высота ступени равнялась 7 м. Гонейм определил, что эта пирамида должна была иметь семь ступеней. Следовательно, она была на одну ступень выше прославленной пирамиды Джосера. Высота открытой пирамиды должна была достигать 70 м. Но если остатки пирамиды были погребены под глубоким слоем песка, значит, и само захоронение цело. Надо было его искать. Возле нижней ступени пирамиды был обнаружен ход, вырубленный в скале. Это был длинный коридор с разветвлениями.

В части галерей были найдены вещи, которые только увеличивали интерес к центральному погребению, доказывая, что гробница в древности не была ограблена. Гонейм нашёл множество каменных и глиняных сосудов, золотые украшения, коробочку для притираний, сделанную из золота, большое количество прекрасных чаш из порфира.
Но самой ценной находкой были печати на маленьких сосудах из тёмно-красной глины. На печатях Гонейм прочёл имя Сехемхет, что означало "могучий телом" - это было неизвестное до сих пор имя фараона одной из древнейших династий. Интерес к неведомому владыке, погребённому в пирамиде, возрос ещё больше. Египетские газеты были полны статьями с загадочными и сенсационными заголовками вроде: "Сияние золота из гробницы фараона" или "Золотые россыпи недостроенной пирамиды". Все с нетерпением следили за ходом работ.
После долгих поисков, многих разочарований, с большим риском (несколько раз камни обваливались в подземных ходах) учёному удалось проникнуть в усыпальницу.
В незаконченном, наспех вырубленном центральном зале (строительный мусор не был убран, а его только выгребли в соседние галереи) стоял великолепный алебастровый саркофаг. Когда археолог внимательно осмотрел саркофаг, он был поражён - крышки у саркофага не было. Высеченный из цельной глыбы алебастра, он был закрыт с торцовой стороны дверцей, которая опускалась и поднималась в пазах. С волнением Гонейм убедился в том, что, после того как саркофаг был поставлен в усыпальницу, к нему никто не прикасался - сверху был положен погребальный венок из истлевших цветов и трав, вернее то, что осталось от погребального венка, возложенного на саркофаг 4700 лет назад.

В день, назначенный для открытия саркофага неизвестного доныне фараона, подземный склеп заполнила толпа учёных-египтологов, фото- и кинорепортёров, журналистов. Затаив дыхание, собравшиеся следили за тем, как рабочие приступили к подъёму тяжелой алебастровой дверцы. В глубоком молчании саркофаг открыли. Он был пуст. Потрясённый Гонейм тщательно осмотрел саркофаг. На его стенках были только следы, оставленные инструментами, с помощью которых мастера высверливали и выдалбливали внутренность саркофага. Никогда и никто не был погребён в этой великолепной гробнице. Щебень и строительный мусор, неубранные из галерей и переходов, незаконченный вид самой усыпальницы, недостроенная пирамида, пустой саркофаг - всё это представляло загадку для египтологов.
Тайну недостроенной пирамиды было трудно разгадать. Может быть, фараон, для которого предназначалась гробница, неожиданно умер, а его преемник не счёл нужным продолжать строительство. Может быть, произошли ещё какие-либо важные события, неизвестные нам (как неизвестным до последнего времени было имя самого царя Сехемхета), которые вынудили фараона внезапно прервать строительство пирамиды. Тайна остаётся тайной. Но загадки, возникшие перед учёными, рано или поздно разрешаются ими. Так было и со многими другими памятниками, открытыми на древней египетской земле.
Многое было неясным и в самой большой пирамиде, построенной фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.
Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".
Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2'300'000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. В известном поучении древнеегипетского писца Ахтоя, в котором он рассказывает своему сыну Пиопи о различных профессиях, говорится: "Каменотёс ищет работу по всякому твердому камню, когда же он кончает, руки его опускаются, он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты".

Это поучение было написано писцом, жившим в эпоху Среднего царства. А пирамиды были построены за много веков до этого, и вряд ли труд каменотёса того времени был более легким, чем во времена писца Ахтоя. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет. Первая глава прославленной "Истории" Геродота, начиналась словами: "Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, исполненные частью эллинами, частью варварами". Геродот добросовестно и обстоятельно записал рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам Геродота, была удивительным сооружением.
После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков, по словам Геродота, не было ни одного, который не достигал бы 9 м.
По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100'000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы. В этом же рассказе Геродот упоминает о надписи, сделанной на пирамиде, в которой указывалась сумма, удержанная на лук, чеснок и редьку для рабочих. 0на равнялась 1600 талантам. "Если же это действительно так, - восклицает Геродот, - то сколько же должно быть удержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих?".

Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.
Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.
"Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.
Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Учёные считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер,- он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.
Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались тёмные статуи фараона - владыки, принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вёл длинный крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель Диодор, живший в I в. н.э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начертателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в канопе с головой шакала лежали лёгкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали всё тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обёртывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и всё тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Тот же Диодор рассказывает, что когда царь египетский умирал, на всю страну налагался длительный траур, продолжавшийся семьдесят два дня. Храмы запирались, жертв богам не приносили, никаких торжеств не справляли, благовониями не умащались. Все эти дни египтяне не вкушали ни мяса, ни вина, ни мучной пищи. Посыпав голову прахом, толпы мужчин и женщин бродили по городу с жалобными песнопениями, в которых прославлялись добродетели умершего фараона. В день, назначенный для погребения, саркофаг с набальзамированным телом фараона ставили на особые полозья, украшенные богатейшей резьбой и росписью, и с торжественными церемониями провожали в последний путь умершего владыку, "сына солнца", ушедшего к богам. Саркофаг с телом царя помещали в склепе внутри пирамиды, гранитные стены и потолок которого были тщательно отполированы.
Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. В пирамиде фараона VI династии Пепи возле первой двери написан целый гимн, где утверждается, что эти "двери неба" отверзаются только для Пепи, но не для кого-нибудь другого. Перед другой дверью написан текст, кончающийся словами: "Когда же приходит Пепи со своим Ка, дверь должна открываться. Посвящена эта пирамида Пепи и его Ка". На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки "текстами пирамид".

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.
В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, "воссевшего рядом с Ра", совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в "городе мертвых" возле больших пирамид было шумно и оживлённо. Гнали стада жертвенных животных, шли люди с корзинами даров, цветами, приношениями. В заупокойный храм допускались лишь родственники царя, приближенные и жрецы. Остальные участники процессии в честь умершего фараона оставались в долине у входа в коридор, ведший к заупокойному храму царя, и ожидали окончания жертвоприношения. К пирамиде - освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, - простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.

Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.
Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.
Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид. О неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах, можно было только догадываться до тех пор, пока в 1922-1923 гг. не была открыта знаменитая гробница царя XVIII династии Тутанхамона, умершего в XIV в. до н.э., более 32 столетий назад. По счастливой случайности она не была разграблена, и вся утварь, которая сопровождала царя в его загробную жизнь, предстала перед глазами учёных.

До сих пор, глядя в глаза Сфинксу, чувствую оторопь.

На этом мы заканчиваем нашу обзор.

Мне нравится
0
 PostTagIcon Отзыв, Египет

Читайте также

PostCommentsIcon

Египет
  • Обзор
  • Отзывы
  • Фоторепортажи
  • Статьи
  • Отели
  • Авиабилеты
  • Экскурсии
  • Карта
Читайте нас в соцсетях:

Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь


© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru