Четвертая часть серии "Все дороги ведут в Рим" посвящена первой половине дня среды, 19 августа 2015 г. В этот день мы с мамой достигли самой южной точки нашего путешествия - города Помпеи, как известно, погибшего во время извержения вулкана Везувий в 79 г. первого столетия. От Помпей до Мальты, где я была в командировке зимой 2012 г., можно сказать, рукой подать - всего около 545 километров почти точно на юг. Первая "остановка" после Помпей - это Сицилия, а вторая - Мальта. Отсюда шуточная вторая половина заглавия данной части.
Утром 19 августа после завтрака мы выехали на автобусе из нашей гостиницы "Roma Nord", что на северной окраине Рима, и, обогнув столицу Италии слева (т. е. с востока), поехали на юг. Экскурсия по Риму у нас была запланирована только на следующий день - 20 августа, а 19 августа мы должны были посетить сначала Помпеи, затем Неаполь.
По мере нашего продвижения на юг постепенно менялся ландшафт - всё чаще и чаще стали попадаться пальмы, которые, как известно, могут расти только в очень теплом климате. Температура за окном постепенно повысилась до плюс тридцати шести градусов (по словам гида, в июле на юге Италии было плюс сорок шесть). Вскоре с правой (западной) строрны - как раз с той, где сидели мы с мамой - показалась безбрежная гладь Тирренского моря. Последовательно мы увидели три острова, расположенных в Неаполитанском заливе - Искья, Прочида и Капри. Каждый из них по-своему знаменит и заслуживает отдельного абзаца.
Искья - самый большой остров Неаполитанского залива. Его площадь составляет 46 квадратных километров, население - 62 тысячи человек. Главный город называется так же, как и остров - Искья. На острове находится Арагонский замок, перестроенный в Средние века из античной крепости, основанной в третьем веке до Рождества Христова тираном Гиероном Сиракузским, другом знаменитого ученого Архимеда. В шестнадцатом веке в Арагонском замке жила поэтесса Виттория Колонна (1492-1547), а с 1949 по 1983 г. замок принадлежал семье английского композитора и дирижера Уильяма Уолтона (1902-1983). Кроме того, на восточном берегу острова Искья, в бухте Картаромана, бьют источники термальной воды и находится морской бальнеологический курорт.
На острове Прочида воздвигнут францисканский монастырь, главная церковь которого посвящена Архангелу Михаилу. На острове неоднократно бывал русский поэт Иосиф Бродский (1940-1996), который посвятил острову стихи:
Захолустная бухта; каких-нибудь двадцать мачт.
Сушатся сети - родственницы простыней.
Закат. Старики в кафе смотрят футбольный матч.
Синий залив пытается стать синéй...
Наконец, остров Капри, название которого в переводе с итальянского буквально означает "Козлиный", знаменит тем, что здесь долгое время жил русский писатель Алексей Максимович Пешков (1868-1936), более известный под псевдонимом Максим Горький. Вилла Горького, окрашенная в бордовый цвет, до сих пор является одной из главных достопримечательностей острова. Кроме Максима Горького, на Капри в свое время жили ряд других знаменитых людей, среди которых следует выделить Леонида Андреева, Ивана Бунина, Ивана Тургенева, Константина Станиславского, Грэма Грина, Сомерсета Моэма, братьев Генриха и Томаса Манна.
Проехав мимо красивых островов Неаполитанского залива, мы обогнули город Неаполь и поехали в сторону Помпей. Вскоре с левой (восточной) стороны мы увидели вулкан Везувий.
Везувий - один из трех действующих вулканов в Италии (наряду с Этной на Сицилии и Стромболи на Липарских островах) и единственный действующий вулкан в континетальной Европе. Он считается одним из самых опасных действующих вулканов. Извержения Везувия регулярно происходят в течение как минимум пятидесяти тысяч лет. Наиболее известным является извержение, случившееся в 79 г. первого столетия (во многих источниках ошибочно сказано, что оно произошло в августе, однако, по словам гида, истинный месяц, в котором разыгралась стихия - октябрь). В результате этого извержения были полностью уничтожены четыре древнеримских города: Помпеи, Геркуланум, Оплонтис и Стабии. Извержения Везувия происходили и в современную эпоху. Последнее сильное извержение вулкана случилось в 1944 г. После этого на склонах Везувия было категорически запрещено строить какие бы то ни было строения.
Около десяти часов утра мы доехали до города Помпеи.
Название этого города, по-видимому, происходит от греческого числительного πέντε - пять, что связано с тем, что город образовался в результате слияния пяти поселений (деление Помпей на пять избирательных округов сохранилось и в римское время). Ранняя история города слабо известна. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам, с конца VI века до Р. Х. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей. В 474 г. господство в городе завоевали греки. Около 310 г. Помпеи вошли в состав Римской Республики.
Первый век по Рождестве Христовом стал, к сожалению, последним в жизни Помпей. Первое серьезное стихийное бедствие в Помпеях произошло 5 февраля 62 г. Это было землетрясение, которое нанесло большой урон городу. Практически все постройки в той или иной степени были повреждены. Бóльшая часть зданий в течение последующих семнадцати лет была отремонтирована, однако некоторые дома сохранили повреждения до самой гибели города.
Извержение Везувия, уничтожившее Помпеи, произошло, как уже было отмечено, не в августе, а в октябре 79 г., с 23 по 25 число. Согласно произведениям Плиния Младшего, стихия полностью разрушила не только Помпеи, но и Геркуланум, Стабии и ряд небольших селений и вилл. Из двадцати тысяч жителей Помпей погибло около двух тысяч. Остальные восемнадцать тысяч человек успели покинуть Помпеи за несколько часов до катастрофы, однако останки погибших были найдены и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.
Среди погибших во время извержения Везувия был и Плиний Старший, который пытался приблизиться к Везувию на судне с целью удовлетворения своих научных интересов и желания оказать помощь пострадавшим. Плиний оказался в одном из очагов катастрофы - в районе Стабий и, спасая местных жителей, погиб сам.
В 1748 г. по инициативе архитектора Алькубьерре в районе Помпей начались раскопки. Сам архитектор был уверен, что найденный им город — Стабии. На самом деле основные работы в то время проводились в Геркулануме, тогда как в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. При этом Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие экспонаты безжалостно уничтожались. Подобная практика была прекращена только после протеста ряда учёных.
В 1760 г. на раскопках в Помпеях был назначен новый управляющий - Франческо де Вега, который занимал этот пост в течение сорока четырех лет - до 1804 г. При нем раскопки приобрели иной характер. Грунт вывозили за пределы города с целью исследования. Открытые памятники реставрировались. Часть экспонатов была отправлена в музей, другая часть была оставлена на месте для всеобщего обозрения. В 1763 г. была обнаружена надпись на пьедестале одной из статуй. Из этой надписи стало ясно, что погребенный под пеплом город — не Стабии, а Помпеи.
С 1808 по 1814 г. раскопками руководил наполеоновский маршал Мюрат. При нем процесс протекал наиболее активно и, кроме того, был разработан план экскурсионных маршрутов по Помпеям, с небольшими изменениями сохранившийся по сей день.
В 1833 г. гибель города запечатлел известный русский живописец Карл Брюллов (1799 - 1852) в своей картине "Последний день Помпеи".
В настоящее время (особенно после замлетрясения, случившегося в 1980 г.) в Помпеях ведутся почти исключительно реставрационные работы, тогда как дальнейшие раскопки практически полностью приостановлены. При этом около четверти территории города всё еще не раскопано.
Сразу после нашего приезда в Помпеи у нас началась экскурсия по городу, который представляет собой музей под открытым небом. Нас сопровождала местный гид - русская женщина, состоящая в браке с итальянцем и постоянно живущая в Неаполе (за прошедшие полгода я успела забыть ее имя).
Вход в Помпейский город-музей осуществляется по небольшой деревянной лестнице из десяти ступенек, ведущей вверх. Сначала мы прошли по кварталам, расположенным вдоль городской стены. Здесь находятся домá простых жителей, а также поля́. Рядом с домами и полями были таблички, на которых на латинском языке было указано, к какому кварталу относится тот или иной дом или поле. Все номера кварталов были записаны римскими цифрами.
На стенах почти всех сооружений Помпей был изображен, извините, человеческий фаллос. По словам гида, в античности это был "знак от сглаза"
Затем мы пришли на Форум - центр политической, экономической и религиозной жизни города. Основу Форума составляет прямоугольная площадь размером 38x57 метров, способная вместить всё двадцатитысячное население города. Форум в Помпеях играл примерно ту же роль, что вече в Великом Новгороде - любой житель города имел право созвать собрание на Форуме, чтобы обсудить интересующий его вопрос, однако этот вопрос должен был быть достаточно важным - если вы созвали Форум по пустякам, то вам не поздоровится!
В южной части Форумной площади расположен Муниципалитет, занимающий три небольших здания. Центральное здание служило местом заседаний муниципального совета, остальные два предназначались для проживания людей, управлявших городом - дуумвиров и эдилов.
К югу от Форума расположена Базилика - здание, украшенное двойным портиком с пятью входами и обрамленное 28 колоннами (по семь с каждой стороны). Первоначально Базилика играла роль крытого рынка, но в первом веке после Рождества Христова она становится зданием суда. Кроме обычных нарушителей закона, суду предавались и воины, для чего рядом с базиликой был построен трибунал - двухэтажное здание, частично сохранившееся до наших дней.
Напротив Базилики расположились Комиции - площадь, в центре которой в дни выборов устанавливались урны для голосования. Этот процесс, как правило, проходил прямо под открытым небом.
Недалеко от Базилики расположено здание Евмахии - жрицы, по заказу которой это здание было построено в годы правления императора Тиберия (14-37). Здание предназначалось для корпорации ткачей и красильщиков, составлявших основу экономики Помпей. В здании Евмахии были расположены текстильные склады и осуществлялась торговля тканями. У задней стены здания располагалась статуя Евмахии, но в настоящее время она находится в музее Неаполя.
Обязательным атрибутом античной жизни были театры. В Помпеях их целых три - Большой и Малый театры (как в Москве), а также амфитеатр.
Большой театр, ставший главным культурным центром города, был построен в III-II веках до Рождества Христова. Он вмещал более пяти тысяч зрителей, места для которых располагались на природном склоне. При дожде сооружения Большого театра накрывались навесом, кольца от которого сохранились до наших дней. Окончательный вид Большому театру придал архитектор Марк Арторий (не путать с Марком Антонием!) в годы правления императора Октавиана Августа (27 до Р. Х. - 14 после Р. Х.).
Малый театр, или Одеон, был построен в 80 г. до Р. Х. согласно повелению дуумвиров Марка Порция и Квинта Валга. Театр вмещал около полутора тысяч зрителей, места которых были разделены высоким парапетом на две части: Партер (ряды с первого по четвертый) и Балкон (ряды 5-21).
В то же время, около 80 г. до Р. Х., по повелению тех же дуумвиров был построен Амфитеатр. Он был самым большим театральным учреждением и вмещал целых двадцать тысяч зрителей. Соответственно, размеры сооружения были весьма внушительными - 135х104 метра. Зрительские места делились парапетами на четыре уровня. Первый (нижний) уровень, имевший пять рядов, предназначался для "сильных мира сего" - императора и мужской части его семьи (о женщинах речь пойдет позже), дуумвиров, патрициев и других представителей знати. На втором уровне (12 рядов) располагались богатые, но не знатные люди, третий (18 рядов) предназначался для бедных простолюдинов. И наконец, для нас, дам, со времен императора Августа была приготовлена четвертая, самая верхняя часть, состоявшая из десяти рядов. В женскую часть, в которой зачастую императрица сидела рядом с ткачихами , вели особые лестницы, и она была отделена от остального мира очень высокой перегородкой .
Помпейский Амфитеатр является самым древним известным сооружением своего рода. В отличие от других амфитеатров, вход зрителей в Помпейский осуществлялся через верхнюю (нет, милые дамы, не четвертую, а третью ) часть, тогда как снизу, через коридор, ведущий с улицы, на арену выходили гладиаторы, бои которых занимали главное место в репертуаре Амфитеатра. Второй коридор был предназначен для выноса убитых и раненых, ряды которых неизбежно пополнялись после каждого боя .
Помимо зрелищ, в Помпеях был достаточно популярен спорт. Спортивные мероприятия организовывались на стадионе, именуемом Большой Палестрой. Она представляла собой площадь 130х140 метров, окружённую с трех сторон портиком с ионическими колоннами. Четвёртая сторона примыкала к Амфитеатру, из которого осуществлялся вход в Палестру. В центре площади располагался плавательный бассейн, в южной части - туалеты, очистка которых регулярно производилась с помощью вод бассейна. Северная стена Палестры была разрушена стихией в 79 г., однако в современную эпоху она полностью восстановлена археологами.
На одной из колонн Большой Палестры при раскопках была найдена христианская криптограмма - зашифрованный текст, содержащий информацию о месте и времени собрания христианской общины, подвергавшейся гонениям со стороны императорских властей.
Другое сооружение, носящее подобное имя - Саманитская Палестра - была предназначена для проведения церемоний награждения победителей спортивных соревнований.
Об одном виде гигиенических сооружений я уже упомянула. Теперь настало время рассказать о другой категории, а именно - о термах. Так в Древнем Риме назывались бани. В Помпеях было построено несколько комплексов терм, наиболее известные из которых - Стабиевы термы. Они были построены в III в. до Р. Х. и являлись самыми большими термами Помпей. Комплекс терм располагался вокруг большого трапециевидного перистиля Большой Палестры.
Как и подобает, взрослые мужчины и женщины мылись в термах отдельно друг от друга. Однако дети, не достигшие четырнадцати лет, как мальчики, так и девочки, в античности могли посещать как мужское, так и женское отделение (в зависимости от того, кто из родителей их сопровождал). Таковы были нравы того времени...
Мужские бани имели вход как с улицы, так и со стороны Палестры. Вначале вошедший попадал в аподитерий (раздевалку), далее следовали термидарий и фригидарий (залы с теплой и холодной водой соответственно). За термидарием располагался кальдарий - зал, в центре которого был бассейн горячей воды, рядом с которым стояла емкость с холодной (кстати, о "ложных друзьях переводчика" - английское слово "cold" и немецкое "kalt" означают "холодный", а похожее на них итальянское "caldo" - наоборот, "горячий" ).
Рядом с мужскими банями находились комнаты для натирания маслом и песком (для борьбы). Стены этих комнат украшены фигурами древнегреческих богов Зевса, Геракла и Сатира.
Девушкам (как следует из сказанного выше, старше четырнадцати лет) холод противопоказан , поэтому женские бани, в отличие от мужских, не имели фригидария, но взамен включали в себя лаконик - парилку, наподобие сауны. Считалось, что пар, в отличие от холода, способствует рождению детей.
Между мужским и женским отделениями располагались три печи - с холодной, горячей и очень горячей водой (aqua frigida, aqua termida и aqua calda - отсюда происходят названия залов терм).
В античную эпоху обязательной была религия - в то время еще не христианство, а язычество. Поэтому в Помпеях было построено множество храмов, посвященных древнеримским и древнегреческим языческим богам и богиням - Юпитеру, Аполлону, Венере, Фортуне, Исиде. Императоры в то время также обожествлялись, поэтому в городе имеется и храм Веспасиана (он правил Римской империей с 69 по тот самый 79 год и умер за несколько месяцев до гибели Помпей).
Храм Юпитера - главного римского бога - был, соответственно, самым главным и большим храмом Помпей. Он был построен в 150 г. до Р. Х. и возвышался в центре северной стороны Форума. Двойная лестница ведет к портику, одна пара сторон которого содержит по пять, а другая - по шесть колонн. За портиком располагался аналог христианского алтаря - зал с жертвенником в центре, входить в который имели право только император и жрецы. За жертвенником возвышалась статуя бога Юпитера, воздвигнутая скульптором Суллой в 80 г. до Р. Х. (в настоящее время от нее сохранилась лишь голова). По бокам Юпитера расположились статуи Юноны и Минервы. Стены зала были украшены колоннадой.
По сторонам от зала жрецов были построены две триумфальные арки. Западная, сохранившаяся до настоящего времени, была посвящена полководцу Германику (15 до Р. Х. - 19 после Р. Х.), а восточная впоследствии была разобрана. У северной оконечности храма стоит арка императора Тиберия, в нишах которых, обращенных в сторону Форума, находились статуи императора Нерона и полководца Друза.
Храм Юпитера сильно пострадал во время землетрясения 62 г., и в настоящее время восстановлен не полностью и, к сожалению, представляет собой руины .
Самым южным и одновременно самым древним храмом Помпей является храм Аполлона, посвященный древнегреческому богу, считающемуся эталоном мужской красоты. Археологи датируют основание храма Аполлона второй четвертью шестого века до Рождества Христова (т. е. 575-550 гг.). Во втором веке до Р. Х. он был перестроен, но, тем не менее, сохранил характерную черту древнегреческой архитектуры - колоннаду по всему периметру храма.
Храм Аполлона обращен главным (северным) входом на базилику, а с его южной стороны открывается великолепный панорамный вид на "каблучок" Итальянского сапога. Западную, восточную и часть северной стены храма обрамляет портик, украшенный двадцатью восемью коринфскими колоннами, из которых, к сожалению, полностью сохранились только две. Портик расписаны сценами из "Илиады" - одного из двух, наряду с "Одиссеей", великих произведений Гомера.
В центре храма расположена лестница из пяти ступеней, ведущая к алтарю, в который имели право входить только император и жрецы. В алтаре по бокам жертвенника располагались бронзовая статуя бога Аполлона и бюст богини Дианы (в настоящее время в Помпеях стоят копии указанных скульптур, тогда как их оригиналы хранятся в музеях Неаполя). Слева от алтаря во времена императора Августа была воздвигнута ионическая колонна, в верхней части которой установлены солнечные часы (в двадцатом веке они были отреставрированы и в настоящее время действуют и позволяют определить время с точностью до четверти часа.
Храм Аполлона является самым южным сооружением Помпейского города-музея и самой южной точкой нашего путешествия. Дальше к югу расположена южная половина области Кампания (ее административным центром является город Неаполь), затем - Калабрия, далее - остров Сицилия, Мальтийский пролив Средиземного моря и Мальта. От храма Аполлона до города Марсаскала на Мальте, где я была в командировке зимой 2012 г., по моим расчетам, оставалось около 545 километров почти точно на юг, с небольшим уклоном к востоку (Марсаскала расположена на долготе, на пять угловых минут бóльшей, чем долгота Помпей, и на широте, на 4 градуса 53 минуты меньшей широты Помпей). Время было полуденное (около 13 часов итальянского летнего времени), и стало быть, направление на Марсаскалу было немногим восточнее (левее) Солнца, которое в тот день поднялось над храмом Аполлона на внушительную высоту - около шестидесяти двух градусов и нещадно палило с практически безоблачного неба. Определив направление и подойдя к южной стене храма Аполлона (с которой, как я говорила, открывается великолепный панорамный вид), я помахала рукой Мальте и Российской школе-пансиону "Malta Crown", в которой за три с половиной года до описываемых событий я была в командировке и преподавала информатику и физику.
Выйдя из храма Аполлона, мы вместе с гидом спустились вниз по высокой лестнице, состоящей, как я насчитала, из ста пятидесяти ступеней. После этого мы сели в автобус, покинули Помпеи и поехали на северо-запад, в сторону Неаполя, экскурсия по которому у нас была запланирована на вторую половину дня. Гид поехала вместе с нами - она должна была сопровождать нас и в Неаполе.
Неаполю будет посвящена следующая, пятая, часть серии "Все дороги ведут в Рим".
С уважением, Мария Константиновна.
Другие части рассказа:
Главная - О проекте - Помощь - Добавить отзыв - Реклама на сайте - Обратная связь
© awaytravel.ru, 2010-2017. При использовании материалов обязательна ссылка на www.awaytravel.ru
Читайте также